Если белорусские власти будут упорствовать, «Газпрому», очевидно, придется вновь пустить в ход испытанное средство — ограничить поставки газа, пишет российская газета “Время новостей”.
«Газпром» пригрозил Минску судом, если «Белтрансгаз» не прекратит нарушать контрактные обязательства. Вчера в Москве прошла рабочая встреча зампреда правления «Газпрома» Александра Ананенкова и генерального директора «Белтрансгаза» Владимира Майорова, по итогам которой концерн впервые публично сообщил, что белорусская сторона не полностью оплачивает текущие поставки газа из России. Г-н Ананенков заявил визитеру, что, если «Белтрансгаз» и дальше будет нарушать условия действующего договора, «Газпром» «оставляет за собой право обратиться в суд».
Белорусская компания продолжает платить по 119 долл. за тысячу кубометров газа (как было в первом квартале), хотя по контракту с 1 апреля цена выросла до 127,3 долл. Впрочем, дело даже не в недоплаченных 30–40 млн долл. (примерно столько набежало за три месяца) — российскому концерну очень важно заставить Минск работать строго по контракту, поскольку это первый крупный долгосрочный договор со страной СНГ с расчетом цены газа по формуле, привязанной к европейским ценам. По условиям контракта следующее изменение цены произойдет с 1 января 2009 года, и тогда топливо для «Белтрансгаза» подорожает почти вдвое вслед за европейскими ценами. Как будет вести себя Минск, если договоренности саботируются при увеличении цены всего на 8 долл. за тысячу кубометров?
Белорусская сторона ссылается на то, что не подписывала с «Газпромом» дополнительного соглашения об увеличении цены. То, что механизм и условия пересмотра досконально прописаны в основном договоре, покупателя ничуть не смущает.
Как известно, за считанные минуты до окончания 2006 года глава «Газпрома» Алексей Миллер и вице-премьер Беларуси Владимир Семашко подписали пакет документов, в числе которых первый в истории двух стран «длинный» контракт на поставку 21,5 млрд кубометров газа ежегодно. В нем было оговорено, что в 2007 году цена газа будет фиксированной (100 долл. за тысячу кубометров), а с 1 января 2008-го станет рассчитываться по формуле, аналогичной тем, которые давно используются в европейских контрактах «Газпрома». Беларусь имеет таможенное соглашение с Россией, и поставляемый в республику газ не облагается таможенной пошлиной. Кроме того, в контракте заложена система понижающих коэффициентов: в 2008 году — 0,67, в 2009-м — 0,8, в 2010-м — 0,9. А с 2011 года Беларусь, как и промышленные потребители России, выйдет на уровень цены, обеспечивающий «Газпрому» равную доходность с поставками в Европу, сообщают в концерне.
Г-н Ананенков напомнил г-ну Майорову, что с начала 2008 года цена газа для республики рассчитывается по формуле, являющейся “самой комфортной” в поставках «Газпрома» в страны СНГ и Европы. По информации «Времени новостей», помимо 33-процентной скидки в этом году «Белтрансгазу» были предоставлены дополнительные льготы. Во-первых, с 1 января цена рассчитывалась так, как будто в Европе газ стоит 260 долл. за тысячу кубометров, а не 320 долл. (как было на самом деле). Так получилась цена первого квартала — 119 долл. С 1 апреля она могла вырасти еще максимум на 7%, до 127,3 долл., хотя в Европе ее величина уже приближалась к 400 долларам.
Однако на следующий год таких льгот не предусмотрено, и кроме 20-процентного дисконта (и отсутствия экспортной пошлины) Минску рассчитывать не на что. А учитывая, что по обнародованному Алексеем Миллером прогнозу к концу этого года средняя цена российского газа в Европе доберется до 500 долл., ситуация для Беларуси может стать драматичной. По грубым расчетам, с 1 января 2009 года контрактная цена для «Белтрансгаза» составит 260–270 долл. за тысячу кубометров, продемонстрировав более чем двукратный рост. В Минске уже заявляли, что собираются покупать газ не дороже чем по 140 долл., и заложили эту цену в проект бюджета на следующий год.
Видимо, с этим связана угроза «Газпрома» обратиться в суд. По информации «Времени новостей», в пятилетнем контракте на поставку газа, подписанном между российской и белорусской компаниями, зафиксировано, что споры между сторонами решаются в арбитражном суде Москвы. Впрочем, понятно, что принудить «Белтрансгаз» выполнить судебное решение вряд ли удастся. И это обещание — лишь демонстрация приверженности «Газпрома» цивилизованной форме (в соответствии с прописанным в контракте механизмом) разрешения конфликта. Но если белорусские власти будут упорствовать, «Газпрому», очевидно, придется вновь пустить в ход испытанное средство — ограничить поставки газа. Эффективность этого инструмента растет по мере приближения осени и отопительного сезона.
Исполком будет согласовывать руководителей частных компаний?
Местные власти в республике могут обрести расширенные полномочия в области кадровых решений в различных структурах.
Читать