Между Минском и Москвой назревает скандал, поводом для которого, как это ни парадоксально, послужило заявление президента России. Владимир Путин в ходе телевизионного общения с гражданами РФ сказал о возможном ограничении поставок российской нефти в Беларусь, если не удастся договориться с Минском по стандартам таможенных пошлин. В белорусской столице это заявление расценили как недружественный шаг и пригрозили отказом в размещении на территории Беларуси российских военных объектов. Кстати, белорусские эксперты эту угрозу пустой не считают, так как предложение, касающееся присутствия российских военных в Беларуси, исходило не от случайного лица, а от депутата парламента, приближенного к околопрезидентским кругам и пользующегося репутацией весьма информированного и осторожного политика.
Напомним, что страсти и в Минске, и в Москве разгорелись после того, как глава комиссии по международным делам и национальной безопасности верхней палаты белорусского парламента Николай Чергинец заметил, что, “учитывая тон и форму изложения позиции о перспективах союзного строительства”, “высказывания Владимира Путина носят если не диктаторский, то ультимативный характер”. Белорусский депутат напомнил Москве и другие неуважительные по отношению к братскому народу меры, в частности, отключения газа зимой, а также ограничения для белорусских товаров на российском рынке, и сделал вывод о том, что Москва не заинтересована в создании Союзного государства. Более того, все эти шаги – “свидетельство развязанной Россией торговой войны”. Такая ситуация, считает Чергинец, дает основания официальному Минску задуматься об ответных шагах “для сохранения своего суверенитета и экономической безопасности”. “Может, Беларуси следовало бы рассмотреть вопрос о дальнейшем нахождении российских военных объектов на своей территории?” – выдвинул идею белорусский парламентарий.
Впрочем, белорусский политолог Валерий Карбалевич заметил “НГ”, что на тему российских военных баз неоднократно высказывался сам Лукашенко, приводя их присутствие на территории Беларуси в качестве аргумента при очередном торге с Россией. Мотив не новый и вытаскивается на поверхность тогда, когда нужно Россию пошантажировать. “Сегодня мы в очередной раз наблюдаем обострение отношений между Россией и Беларусью, поэтому Чергинец высказал то, на что в более мягкой форме неоднократно намекал сам Лукашенко”, – сказал Карбалевич. Однако вывод российских военных баз означал бы разрыв отношений с Россией, и вряд ли это произойдет.
Скорее можно говорить об очередном давлении Минска накануне принятия Москвой серьезных решений о цене на газ и разделе нефтяных доходов. К тому же одновременно с заявлением парламентария из уст министра обороны Беларуси Леонида Мальцева прозвучала информация о том, что вооруженные силы Беларуси завершают приемку еще двух дивизионов зенитно-ракетных комплексов С-300 из России. Леонид Мальцев напомнил, что два аналогичных дивизиона ЗРК С-300 уже размещены в 115-й зенитной ракетной бригаде и прикрывают Брест.
Еще один аргумент в пользу того, что Беларусь все же будет мирно договариваться с союзником, а не делать резкие выпады в сторону России, – появившиеся в местных СМИ сообщения о начале переговорного процесса между Москвой и Минском о разделе экспортных пошлин на нефтепродукты. “Беларусь готова обсуждать с Россией возможность заключения отдельного соглашения о разделе белорусских экспортных пошлин на нефтепродукты”, – прокомментировал ситуацию журналистам министр финансов Беларуси Николай Корбут. По его словам, правительство Беларуси “пару недель назад получило от российской стороны проект соглашения о распределении пошлин”. “Сейчас мы над ним работаем”, – сообщил министр.
Кроме того, “НГ” обратилась за разъяснениями в пресс-службу ОДКБ. Однако там отказались комментировать как прозвучавшую из Минска угрозу, так и саму вероятность эвакуации военных объектов РФ. В постоянном комитете Союзного государства “НГ” также не удалось получить внятных разъяснений по этому поводу.
Между тем, источник в Министерстве обороны РФ заявление белорусского депутата назвал, мягко говоря, некомпетентным. “Два российских военных объекта – радиолокационная станция наземной системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) “Волга” под белорусским местечком Ганцевичи, узел связи ВМФ РФ в районе города Вилейка располагаются в соответствии с долгосрочными договорами между РФ и РБ”, – заявил “НГ” источник в МО. Для того чтобы ликвидировать в Беларуси российские военные объекты, вначале необходимо денонсировать эти документы.
Военные объекты России в Беларуси
Радиолокационная станция (РЛС) “узел Барановичи” (или “Волга”) дислоцируется в поселке Ганцевичи в 48 км от Барановичей. На боевое дежурство заступила в 2002 году. Арендуется Россией по двустороннему соглашению 1995 года сроком на 25 лет, при этом ни один налог в местный бюджет не берется. Объект входит в состав Системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) и замыкается на так называемый ядерный чемоданчик президента России. С помощью “Волги” осуществляется обнаружение баллистических ракет, космических объектов и контроль над районами патрулирования подлодок НАТО в Северной Атлантике и Норвежском море. Площадь территории – более 200 га. Численность специалистов – 2 тыс. российских военнослужащих и местный гражданский персонал (не более 15%). Экспертная стоимость аренды 7-9 млн. долл. ежегодно.
Зональный пункт связи ВМФ “Вилейка” (или радиостанция “Антей”) расположен в 10 км от одноименного райцентра Минской области. Открыт в начале 1964 года. Условия аренды такие же, как и для “Волги”. Через “Антей” ретранслируются кодированные сигналы, поступающие с Центрального узла связи ВМФ главным образом на подводные лодки, находящиеся практически во всех океанах (осуществляется и обратная связь). Приказ может быть отдан и с “ядерного чемоданчика”. Площадь территории 650 га. За 3-4 года станцию планируется модернизировать. Объект обслуживают 350 офицеров и мичманов ВМФ России, а также вольнонаемные граждане Беларуси, осуществляющие военизированную охрану. По официальным данным, “Вилейка” обходится России в 7-10 млн. долл. ежегодно.
Независимая газета