Не секрет, что мнимым “экономическим чудом” Беларусь обязана дешевым энергоносителям из России. Однако российские дотации в белорусскую экономику могут существенно снизиться.
Россия уже объявила о своем намерении повысить со следующего года в 3 раза цены на природный газ для Беларуси. Не исключено, что в ближайшее время Россия может пересмотреть свою ценовую политику в области поставок в Беларусь дешевой сырой нефти, а также изменить экспортную схему продаж нефтепродуктов.
Эксперты отмечают, что если Россия на самом деле станет проводить прагматичную экономическую политику в отношении Беларуси и пересмотрит цены на стратегические для Минска энергоносители – газ и нефть, это может положить конец белорусскому “экономическому чуду”.
Цена вопроса
Парадоксально, но факт. Для Беларуси, имеющей собственной нефти лишь около 10% от своих потребностей, а 90% составляет импорт из России, рост мировых цен на энергоносители очень выгоден.
В уникальной для страны-нефтеимпортера ситуации Беларусь оказалась благодаря тому, что покупает в России нефть по ценам гораздо ниже мировых, а нефтепродукты на внешних рынках продает чуть ли не в 2 раза дороже.
Теперь понятно, почему многие европейские страны с трудом финансируют свой нефтяной импорт, стоимость которого всего за последние пару лет выросла в 2 раза, а Беларусь не только без проблем оплачивает поставки сырья из России, но и хорошо зарабатывает на переработке импортируемого сырья.
В прошлом году ситуация выглядела таким образом. Беларусь импортировала из России 19,2 млн. т нефти (на 8,7% больше, чем в 2004 г.), а экспортировала 13,487 млн. т нефтепродуктов (на 4% больше, чем в 2004 г.). При этом страна увеличила среднеконтрактные экспортные цены на нефтепродукты на 41,5% – до 360 USD/т при повышении импортных цен на нефть на 20,5% – до 218 USD/т.
Эксперты отмечают, что в последние годы рост экспорта нефтепродуктов обеспечивал прирост белорусского ВВП на 2-3 процентных пункта ежегодно.
Нефтяной рычаг под напряжением
Сегодня около трети белорусского экспорта составляют нефтепродукты. Так что белорусские НПЗ являются основными добытчиками валюты в государственную казну. И если их позиции на внешнем рынке пошатнутся, то все планы белорусской власти по достижению новых высоких экономических рубежей окажутся несостоятельными. Не случайно во время недавней встречи с председателем концерна “Белнефтехим” А. Лукашенко пообещал лично патронировать и поставки нефти в страну, и работу двух НПЗ.
Возможно, А. Лукашенко понимает, что Москва, не желая еще раз потерпеть фиаско на интеграционном фронте, может нажать не только на газовый рычаг, но и на еще одну очень уязвимую позицию для Минска – нефть.
По мнению наблюдателей, именно эта позиция может быть наиболее чувствительной для белорусского госбюджета.
Недавно “БР” писал, что Москва может пересмотреть цены на поставляемую в Беларусь нефть. Министр экономического развития правительства России Герман Греф дал поручение расследовать, почему при торговле с ближайшими соседями цены на нефть могут отличаться от мировых в десять раз.
По данным МВФ, белорусские НПЗ в 2001 г. на каждом переработанном барреле нефти зарабатывали 5,8 USD, в 2004 г. эта маржа выросла до 10 USD с барреля, а в 2005 г. – до 15,4 USD.
Выгодные козыри
Белорусские чиновники утверждают, что Беларусь объективно получает нефть по более низким ценам, чем европейские страны, учитывая территориальную близость страны к России. Помимо этого, страна покупает нефть по свободным ценам, сложившимся на российском рынке, а не на бирже, как многие другие страны.
Что касается российских компаний, то им сегодня очень выгодно поставлять нефть на переработку в Беларусь. Помимо того, что Беларусь имеет достаточно современные НПЗ и обеспечивает короткий путь на европейские рынки нефтепродуктов, самое главное – это то, что поставки сырой нефти в Беларусь (в отличие, например, от Украины) не облагаются таможенной пошлиной, а экспортные пошлины на нефтепродукты при поставке на внешние рынки гораздо ниже, чем в России.
Что касается экспортной пошлины на нефтепродукты, то, напомним, Беларусь должна устанавливать свои ставки на уровне российских, выполняя требование межправительственного соглашения с Россией о завершении унификации и создании единой системы тарифного и нетарифного регулирования в Союзном государстве.
Кстати, постановлением правительства от 3 апреля в России повышены экспортные пошлины на светлые нефтепродукты с нынешних 120,7 до 137,9 USD/т, на темные нефтепродукты – с 65 до 74,3 USD/т.
Это означает, что и Беларусь вслед за Россией обязана повысить свои пошлины до такого же уровня, то есть почти в 2 раза. Однако пока этого не происходит – белорусские пошлины значительно отстают от российских.
Долгое время Москва фактически закрывала на это глаза. Однако в начале текущего года потребовала немедленно выравнять экспортную пошлину на нефтепродукты. МИД Беларуси в рамках соглашений с Россией об унификации таможенного законодательства вынужден был подготовить проект постановления правительства о повышении с марта этого года экспортных пошлин на нефтепродукты до уровня российских.
Тем не менее, по данным “БР”, процедура эта не завершена. Возможно, Минску удалось убедить российскую сторону отложить принятие нежелательного для него решения, способного лишить белорусскую казну солидной части валютных поступлений. Ведь российские компании, поставляющие нефть в Беларусь на переработку, уже посчитали, что в этом случае им придется работать “в ноль”.
Валюту – на двоих
Похоже, унифицировать экспортную пошлину на нефтепродукты Москве и Минску до сих пор не удалось потому, что это невыгодно в первую очередь российским нефтяным компаниям. Их лоббистские позиции в правительстве достаточно сильны, поэтому и Москва не сильно настаивает на одновременном повышении пошлин.
В России нашли иной способ воздействия на союзника. По данным “БР”, недавно российское правительство потребовало от Минска беспрекословного выполнения Соглашения о Таможенном союзе, подписанного Россией и Беларусью 30 ноября 1995 г. Статья 4 этого документа подробно регламентирует распределение вывозной пошлины, в том числе от экспорта нефтепродуктов.
Если Москва проявит настойчивость, то Беларусь будет обязана перечислять определенную долю валютной выручки от экспорта нефтепродуктов (в зависимости от вида горючего – разные ставки) в российскую казну.
Татьяна МАНЕНОК, “Белорусы и рынок”
Добрые новости: сотрудники МЧС помогли птенцу аиста
Вчера жители деревни Родевщина заметили выпавшего из гнезда аистенка и немедленно обратились за помощью к специалистам МЧС.
Читать