В прошлую пятницу в Беларуси состоялось знаковое назначение, которое может серьезно повлиять на всю политическую ситуацию в стране. Речь идет не о глобальных политических переменах в стране, а, возможно, о кардинальной смене идеологической работы в государстве с переводом ее от слепого бюрократического продавливания к грамотным политтехнологиям. По крайней мере, именно об этом не раз в кулуарах говорил нынешний помощник президента, начальник главного идеологического управления Администрации президента Всеволод ЯНЧЕВСКИЙ.
По сведениям, которые удалось собрать “Е”, назначению В.Янчевского предшествовала острая кулуарная борьба. Хотя идеология и не является столь лакомым кусочком, как нефтепереработка или распределение столичной земли, пост помощника президента, курирующего все СМИ республики и разветвленную “идеологическую вертикаль”, кое-что все же значит. Поэтому после отставки Олега Пролесковского самые различные группировки во власти энергично лоббировали своих людей. Видимо, именно из-за этой подковерной борьбы вопрос о назначении нового помощника завис на несколько месяцев, на протяжении которых борьба за пост шла с переменным успехом.
Когда Олега Пролесковского отправили укреплять аналитический центр, фигура Янчевского как возможного претендента всплыла одной из первых. Однако затем по коридорам власти стали гулять совсем иные фамилии. Главным конкурентом В.Янчевского стала заместитель министра информации Лилия Ананич, известная своими жесткими подходами в отношении независимой прессы. Тем не менее маститые чиновники и их выдвиженцы проиграли партию молодому (а по бюрократическим меркам просто юному) Всеволоду Янчевскому. Решающую роль, по-видимому, здесь сыграли три обстоятельства: во-первых, то, что Александр Лукашенко лично знает Янчевского уже более 10 лет; во-вторых, успешная раскрутка Янчевским журнала “Планета” (который, говорят, чиновники читают с гораздо большим интересом, чем официальную прессу); в-третьих, давнее знакомство нового помощника с Виктором Лукашенко.
Имеющаяся в распоряжении “Е” информация позволяет в общих чертах обрисовать взгляды нового идеолога. Янчевского условно можно отнести к сторонникам курса авторитарной модернизации. Об этом говорят те, кому приходилось лично с ним общаться, и свидетельствуют некоторые его публичные высказывания. В прошлогоднем интервью “Е” он с восторгом отзывался об опыте Сингапура, Малайзии, Южной Кореи, совершивших технологический рывок в XXI век при авторитарных правителях. Говорят, его настольной книжкой являются воспоминания авторитарного сингапурского премьера Ли Куан Ю о “сингапурском экономическом чуде”.
В идеологии Янчевский, скорее всего, попытается действовать технократическими методами. Несколько известных социологов рассказали “Е”, что, едва Янчевский пришел в Администрацию президента, он тут же проявил неподдельный интерес к технологиям изучения общественного мнения, которые в Беларуси находятся в зачаточном состоянии. Из этого можно сделать вывод, что Янчевский попытается перейти от слепой идеологической работы, где никто практически не изучает результаты воздействия пропаганды на население, к современным политическим технологиям. Насколько ему это удастся, сказать сложно.
Сложившаяся система идеологической бюрократии, включая пресловутую вертикаль, газеты, телеканалы, исключительно косна, и вряд ли кто-либо позволит Янчевскому реформировать ее решающим образом. Скорее всего, с его приходом государство начнет гораздо более активно действовать в интернете. Впрочем, не исключено, что многие новации нового идеолога потонут в канцелярской рутине.
Тем не менее в идеологической сфере нас ожидают забавные времена хотя бы потому, что фигура самого Янчевского явно выбивается из общего ряда – не всякий в 31 год прорывается на пост помощника президента. И теперь этому молодому выдвиженцу предстоит столкнуться со старой, закостенелой гвардией президента.
Назначение нового министра сельского хозяйства Семена Шапиро тоже можно отнести к знаковым. Хотя бы потому, что он известен как активный практик, добившийся немалых успехов на прежних должностях. Но С.Шапиро никогда не заявлял и даже, наверное, не помышлял о кардинальной реформе сельского хозяйства. Поэтому если в белорусской идеологии в скором времени следует ждать кардинальных изменений, то Минсельхозпроду это вряд ли грозит.
Александр НАДИШИН
Лукашенко призвал готовиться к войне
Беларуси необходимо готовиться к войне, чтобы ее избежать. Об этом заявил Александр Лукашенко в ходе визита на Обуз-Лесновский полигон. «Старая формула: хочешь мира — готовься к войне. Еще раз хочу подчеркнуть...
Читать