Париж никогда не принимал близко к сердцу ситуацию в Беларуси, хотя и не упускал ее из виду. Похоже, ничего не изменится и в ближайшие полгода. Франция, которая 1 июля в двенадцатый раз стала председателем Евросоюза, наследует немало проблем. О своих четырех приоритетных областях французы заявили однозначно: иммиграция, безопасность, энергетика и защита окружающей среды, сельское хозяйство. “Белорусский вопрос” Париж никогда не принимал близко к сердцу, хотя и не упускал его из виду. Похоже, ничего не изменится и в ближайшие полгода.
Президент Франции Николя Саркози заявил, что европейское председательство намерено формировать общую сельскохозяйственную и иммиграционную политику, бороться с изменениями климата и за безопасность поставок энергоносителей, повышать обороноспособность объединенной Европы.
Но, как признаются сами французские чиновники, все эти приоритеты уходят на второй план. Основной головной болью председателя ЕС станет Договор о реформах, или Лиссабонский договор. После ратификации его 19 национальными парламентами положительную динамику прервал отрицательный результат в Ирландии, которая вопрос ратификации решала на всеобщем референдуме. После этого президент Польши Лех Качиньски отказался подписывать Лиссабонский договор, уже одобренный польским Сеймом, отметив, что после решения ирландцев это бессмысленно, поскольку согласия всех 27 стран Евросоюза уже нет.
Но кроме этой проблемы у Франции есть и серьезные интересы. Саркози, после того как посетит 11 июля Дублин, чтобы уговорить правительство Ирландии провести повторный референдум, намерен уже 13 июля дать старт проекту Средиземноморского союза. Последний объединит страны, имеющие выход к Средиземному морю, в частности Израиль и его арабских соседей, чтобы укрепить экономическое сотрудничество между ними.
В свете средиземноморских интересов французского председательства может потеряться проект, который важен для Беларуси. Польша и Швеция предложили проект “Восточное партнерство”. Речь идет о создании форума регионального сотрудничества стран ЕС с шестью странами-соседями — Украиной, Молдовой, Грузией, Азербайджаном и Арменией, а также — на экспертном уровне — с Беларусью.
Реализация проекта, по мнению его авторов, должна привести к отмене визового режима ЕС с перечисленными странами, а также к созданию зоны свободной торговли услугами и товарами. Инициаторы также рассчитывают сместить внешнеполитический фокус Брюсселя на постсоветских соседей Евросоюза.
Проект в июне успел поддержать Европейский совет — полномочный форум лидеров стран Евросоюза. Проект “Восточного партнерства” в начале июня был передан в МИД Беларуси, где обещали серьезно ознакомиться с ним.
Белорусский политолог Андрей Федоров отмечает, что у Франции, в принципе, нет особого интереса к решению “белорусского вопроса”. Нашим соседям — Латвии, Литве, Польше, а также Германии традиционно ближе белорусская проблематика. “Страна — председатель Евросоюза, конечно, только первая среди равных, — напоминает Федоров, — но от ее представлений зависит приоритетность вопросов повестки дня в Брюсселе”. Политолог также обратил внимание на то количество внутренних, европейских проблем, которые наследовала Франция.
Согласна с ним и руководитель неправительственной организации “Офис за демократическую Беларусь” (Брюссель) Ольга Стужинская. По ее словам, интерес к Беларуси, равно как и к восточным соседям ЕС, в ближайшие полгода будет скорее ограниченным.
Но, отмечает Стужинская, при этом в самой Франции “растет понимание белорусского вопроса”. Не стоит забывать о встрече с Саркози с лидером движения “За Свободу” Александром Милинкевичем. Кроме того, четыре французских неправительственных организации инициировали сбор подписей за снижение стоимости шенгенских виз для белорусов, а соответствующие запросы министру иностранных дел Франции Бернарду Кушнеру направили несколько французских депутатов. “Но это же только начало”, — говорит Стужинская.
С другой стороны, напоминает глава “Офиса за демократическую Беларусь”, влиять на место “белорусского вопроса” в повестке дня должны и белорусы — правительство, политические партии, гражданское общество. Так, говорит она, белорусское посольство в Париже работает недостаточно активно.
С надеждой Стужинская смотрит уже на председателей 2009 года: Чехию и Швецию. Чехия традиционно следит за событиями в Беларуси и поддерживает гражданское общество, а Швеция сможет в полной мере поставить на ноги свой проект “Восточное партнерство”.
О том, что партнерство между Брюсселем и восточными соседями оформится только в следующем году, точнее весной 2009 года, говорят и белорусские власти. Пресс-секретарь МИД Беларуси Андрей Попов указал, что до этого времени конкретные предложения по содержанию проекта должна представить Еврокомиссия.
Со своей стороны официальный Минск не раз делал заявления, что Беларусь заинтересована в расширении взаимодействия с ЕС под любым председательством.
Лукашенко призвал готовиться к войне
Беларуси необходимо готовиться к войне, чтобы ее избежать. Об этом заявил Александр Лукашенко в ходе визита на Обуз-Лесновский полигон. «Старая формула: хочешь мира — готовься к войне. Еще раз хочу подчеркнуть...
Читать