Почти 12 лет назад кандидат в президенты Лукашенко был той самой оппозицией, которой сегодня так достается от власти.
Тогда наблюдатели из Европы строго следили, чтобы не нарушались права главного оппонента Кебича. А с победой Александра Григорьевича поздравлял президент США Билл Клинтон. Необычно?! Ну да, сегодня трудно представить, что такое могло быть. Никак не вписывается Александр Лукашенко в образ, хм… оппозиции. «Комсомолка» сравнила, какие препятствия от власти пришлось преодолеть оппозиционному кандидату в президенты А. Г. Лукашенко в 1994 году, и с чем приходится иметь дело его соперникам сегодня.
Батькой тогда называли другого
Признанным тираном демократии в те времена был кандидат от власти премьер-министр Вячеслав Кебич. Все в стране работало на кандидата номер один, а в газетах Вячеслава Францевича величали… Батькой. Пресса писала, что в поддержку премьеру заставляют подписываться на предприятиях. Был даже случай, когда священник сказал прихожанам принести на следующий молебен паспорта, чтобы заполнить списки. Но! Обо всех этих фактах сообщали… государственные (!) газеты. Журналисты издевательски интересовались у Кебича:
– Как вы оцениваете факт принудительного сбора подписей за вас?
А тот не скрывал очевидного:
– Как медвежью услугу. Это на совести тех, кто такое сделал.
Кстати, за Кебича тогда собрали всего 411 тысяч подписей. Всего-то! У Лукашенко было 176 тысяч подписей, что на уровне нынешней оппозиции.
«Прекрасная половина страны – за Кебича!»
– Я особенно не топчусь на предвыборном поле, доказывая, какой я хороший, – говорит сегодня Александр Лукашенко в полуторачасовом интервью без повода трем телеканалам. 12 лет назад Вячеслав Кебич тоже не топтался, а пахал предвыборное поле в ежедневных «служебных» командировках по всей стране, которые подробно освещались в прессе и на телевидении. Вот, к примеру, заголовки «Советской Белоруссии» за 14 июня 1994 года (26 дней до выборов): «Прекрасная половина страны – за Кебича! Его программа наиболее приглянулась участницам пленума Союза женщин», «Назначена дата проведения Конгресса народа Беларуси», «Кебич ответил на вопросы российских журналистов»…
– Я поражен, как откровенно поддерживают Кебича все государственные газета, радио и особенно телевидение, говорил руководитель международной миссии наблюдателей на выборах 1994 года от стран Евросоюза швед Олаф Ханссон. – То, что позволила себе эта структура (телевидение. – Ред.), можно смело назвать злоупотреблением властью. …Премьер-министру было посвящено больше двух часов, в то время как Лукашенко получил всего около часа, остальные кандидаты – по нескольку минут.
Правда, 12 лет назад кандидат в президенты от оппозиции вряд ли заметно уступал в прессе сопернику от власти. Для примера, в 10 дней между двумя турами выборов уместились: «Прямая линия» кандидата от оппозиции Лукашенко с читателями газеты «Звязда», пресс-конференция Лукашенко с редакторами многотиражек (и статьи в каждой газете). Кандидат от оппозиции встречается с… коллективом КГБ и с академиками прямо в большом зале Академии наук. А руководитель инициативной группы Лукашенко дает интервью и предупреждает, что власть собирается сорвать проигранные выборы. Наконец дебаты на телевидении в прямом эфире.
Теледебаты смотрели 90% белорусов
В сравнении с выборами 1994 года время на телевидении кандидатам урезали в 2,5 раза, в газетах – в 4 раза. 12 лет назад каждому предоставили место во всех государственных газетах (включая районки). При желании кандидат Александр Лукашенко мог разместить рекламную статью о себе и в негосударственной прессе, заплатив из денег, выделенных на агитацию. Сегодня такой возможности у кандидата нет, программы могут появиться только в республиканской прессе (в 2001 году это было восемь газет). Об позиции прессы можно судить хотя бы по подбору мнений читателей главной государственной газеты за три дня до выборов:
«Если на пост президента будет избран Александр Лукашенко, мафия из верхних эшелонов руководства получит свое возмездие». М. Квятковский. Минск.
«Кроме старости и болезней у меня еще есть беда. Умирать нельзя. Внуку, круглому сироте, 16 лет. И никому он не нужен. Придет к власти непредсказуемый Лукашенко, тогда нам всем, ветеранам Великой Отечественной, вообще труба. Голосую за Кебича, на него вся надежда». П. Сорокин. Минск.
«Сама судьба послала нам, униженным и оскорбленным, такого борца и героя, как Лукашенко… Это наш человек, наш спаситель». В. Балибо. Бобруйск.
Из двух с половиной часов на телевидении сегодня у кандидатов остался всего один час. О самом ярком политическом шоу 1994 года – теледебатах главы государства и кандидата оппозиции – никто и не мечтает. Кстати, по данным соцопроса, теледуэль между Лукашенко и Кебичем смотрели 90% белорусов. А самый яркий диалог сразу же стал анекдотом:
– Вот вы говорите, что запустите заводы. А как вы это сделаете? – интересуется Кебич.
– Запустим! Вы не запустили, а мы запустим! Мы знаем как, – отвечает Лукашенко…
И Россия поддерживала Кебича
За неделю до выборов в Минск пожаловал премьер России Виктор Черномырдин. Чтобы было понятно, кого поддерживает Россия, Кебич и Черномырдин подписали, не поверите… договор об объединении денежных систем двух стран. А на площади Победы в Минске Черномырдин поздоровался с Лукашенко. Но на следующий день приключился казус. В газете «Советская Белоруссия» вышли два фото: на одном Кебич и Черномырдин подписывают документы, на другом Лукашенко протягивает руку российскому премьеру. Вот только подписи под фото были перепутаны, и получилось, будто союзный договор подписали Черномырдин и лидер оппозиции Лукашенко.
«Нас не подпускают ближе чем на три метра!»
– жаловались на избирательные комиссии наблюдатели кандидата Александра Лукашенко после первого тура выборов. Наблюдателей не подпустили к столам, где в это время подсчитывались голоса. Сегодня «трем метрам от стола» наблюдатели были бы, наверное, рады.
На следующий же день после выборов журналисты «Народной газеты» поинтересовались у Владимира Сазонова, одного из руководителей инициативной группы Лукашенко, в чем соль победы?
– В том, что мы направили около 20 тысяч своих наблюдателей на избирательные участки. Фальсификации исключались. Ну а в равном бою, как видим, без нокаута не обошлось.
Наблюдение были организовано Общественной контрольной комиссией, которая поддерживала всех кандидатов, кроме Кебича. То есть БНФ следил, правильно ли считают голоса за Лукашенко и Шушкевича. «С некоторых участков наблюдатели успевали дозвониться раньше, чем председатели этой комиссии в Центризбирком», – пишет в книге «Лукашенко. Политическая биография» Александр Федута, один из членов команды первого президента. К наблюдателям в 1994 году власть относилась беспечно. Например, иностранные наблюдатели имели право «знакомиться с избирательными документами, делать из них выписки, снимать копии, присутствовать при подсчете голосов и снимать этот процесс на фото и видео». Сегодня они надеются получить приглашение на выборы…
ПОСЛЕ ВЫБОРОВ
Из выступления Александра Лукашенко после принятия присяги президента в июле 1994 года: «Я знаю, что на выборах были некоторые нарушения. И поскольку нам предстоит новая избирательная гонка, я хочу заверить, что, насколько мне позволит моя власть, я окажу самое серьезное воздействие на принятие жестких мер к тем, кто допустил нарушения закона о выборах. Это станет гарантией демократичных, открытых, честных выборов».