Как стало известно “Завтра твоей страны”, Минздрав рассматривает сразу несколько вариантов увеличения срока отработки выпускников медвузов по распределению. Насколько актуальна для Беларуси проблема дефицита врачей и действительно ли в государстве исчерпаны все другие возможности для решения кадрового вопроса в системе здравоохранения, выясняет кореспондент “Завтра твоей страны”.
О нехватке врачей в Беларуси говорят давно и активно. Даже в Минске дефицит врачебных кадров составялет 2,5 тысячи, не говоря о районных и тем более сельских больницах. По словам начальника Управления организации медицинской помощи Минздрава Игоря Бровко, в некоторых регионах до 50 процентов врачебных ставок не укомплектованы.
Чтобы больше выпускать, надо больше набирать
Министерство здравоохранения предлагает несколько вариантов выхода из сложившейся ситуации. Например, увеличить набор в медицинские вузы страны. В Беларуси четыре медвуза — Белорусский государственный медицинский университет, Гродненский и Гомельский государственные медуниверситеты, а также Витебский ордена Дружбы народов медицинский университет. В этом году в высшие медицинские учреждения образования было принято 3 тысячи 176 первокурсников. Из них 2 тысячи 130 — за счет средств республиканского бюджета, остальным первокурсникам за учебу придется платить. Чтобы увидеть, насколько увеличился набор в медвузы, достаточно сравнить количество первокурсников с количеством выпускников. Например, уже в прошлом году первых было в полтора раза больше, чем вторых: студенческие билеты получило 2725 первокурсников, а дипломы врачей 1800 человек.
В 2009 году медвузы обещают увеличить прием только на бюджетные отделения до 2 тысяч 700 студентов. Что касается платных отделений, то тут пока нет определенности. Чиновники Минздрава дают на этот счет обтекаемые формулировки. Но вряд ли предприимчивое государство сократит наборы на платные отделения медицинских вузов. Сегодня это самые дорогостоящие вузы страны. Год обучения в Белорусском государственном университете стоит от 4 до 4,5 миллиона рублей, в Гродненском, Гомельском и Витебском медуниверситетах — от 3,9 до 4,2 миллиона. Так что если предположить, что набор на платные отделения в медицинских вузах и сократится, то вряд ли значительно.
Если посчитать количество обучающихся студентов с 1 по 5 курс во всех четырех медуниверситетах страны, то, кажется, уже через пару лет врачей в Беларуси будет достаточно. Сегодня стране не хватает около 4 тысяч 300 врачей. А, например, только на лечебном факультете Белорусского государственного медицинского университета обучается 2 тысячи 457 студентов.
— Это обманчивое суждение, — сказал “Завтра твоей страны” начальник Управления кадровой политики, учреждений образования и внешних связей Министерства здравоохранения Сергей Сычик. — Проблему дефицита кадров мы в лучшем случае решим к 2013 году. 4 тысячи 300 врачей не хватало системе здравоохранения на 15 августа 2008 года. Но не надо забывать, что существует такое понятие, как естественная убыль специалистов. Ежегодно по разным причинам из медицины уходит до 800 человек. Кроме того, сегодня, в среднем, врачи работают на 1,39 ставки, купируя таким образом нехватку специалистов. Около 20 процентов работающих врачей — пенсионеры. Их в нашей системе трудится более 6 тысяч человек.
5-10 лет отработки грозят студентам-целевикам
Еще один вариант решения кадрового дефицита, предлагаемый Минздравом, — увеличение срока работы по распределению. На фоне критики этого советского архаизма, Министерство здравоохранения не только не собирается от него отказываться, но и планирует увеличить срок отработки, направляя выпускников медвузов на 5—10 лет обязательного распределения. “На сегодняшний день у нас обязательная отработка — три года с учетом интернатуры, — заявил министр здравоохранения Василий Жарко. — Но мы вносим предложение, с целью закрепления кадров на местах, об увеличении срока”.
Чиновники объясняют свои действия государственной целесообразностью. Но задумываются ли они о том, что интересы государства могут не совпасть с интересами тысяч молодых людей?
Как стало известно “Завтра твоей страны”, в Минздраве рассматривается несколько вариантов увеличения срока работы по распределению.
Наиболее реальной, сообщил “Завтра твоей страны” источник в Министерстве здравоохранения, выглядит следующая схема: “бюджетники” отрабатывают 4 года (3 года + интернатура), “платники”, если не трудоустроились самостоятельно и обратились за помощью в вуз, направляются по распределению на тех же условиях, что и бюджетники. В самой невыгодной ситуации могут оказаться вчерашние счастливчики — студенты целевых наборов, которые сегодня имеют льготы при поступлении: им придется отрабатывать по распределению 10 лет.
То, что вероятность такого развития событий велика, косвенно подтвердил и ректор БГМУ Павел Беспальчук. Еще в июле, когда первым об увеличении срока обязательной отработки медиков заговорил Александр Лукашенко и предложил продлить его на 5-10 лет, в интервью газете “Комсомольская правда в Белоруссии” Павел Беспальчук сказал: “Целевик идет по отдельному конкурсу, но отказаться от распределения может точно так же, как и любой бюджетник. К примеру, девушка выйдет замуж за минчанина, родит ребенка. И все, никуда она уже не поедет. Я всегда абитуриентам на дне открытых дверей советую прочесть книгу “Тим Талер, или Проданный смех”, где герой продал душу черту. Так и целевое направление — если уж получил его, поступил со льготой, будь добр отработать”.
Еще один аргумент “в пользу” такого будущего выпускников-медиков — все медицинские вузы страны в этом году увеличили прием первокурсников именно по целевому направлению. Например, в Витебский медуниверситет в прошлом году по целевым направлениям поступило 22 человека, а уже в этом было зачислено 60.
Дефицит медиков в мире составляет 2 миллиона
Решит ли принудительный труд проблему дефицита кадров? И надо ли вообще прибегать к обязательному распределению? Сегодня врачей не хватает и в Минске, и в глубинке. Может быть, в данной ситуации было бы правильнее подумать о том, как привлечь молодого специалиста в ту или иную больницу, поликлинику, в тот или иной город?
— Складывается весьма любопытная ситуация, — говорит врач общей практики Валентин Русович, проработавший более 10 лет в сельской амбулатории. — При всеобщей тенденции в государстве — миграции сельских жителей в город — врачей, наоборот, пытаются загнать в село. Значит, как минимум, надо создать такие условия, которые устраивали бы врачей.
Первое, это, конечно, жилье. Второе, это зарплата. Причем, ее надо увеличивать до такой степени, чтобы врач мог работать на полставки, а остальное время посвящать дополнительному образованию, семье. На полторы ставки, с маленькой зарплатой, без собственного жилья — работать, естественно, никто не хочет. И если еще увеличить срок обязательной отработки, то, наверняка, такая перспектива отобьет охоту у молодых людей учиться на врача. Следовательно, врачебных вакансий станет еще больше.
Безусловно, имеет значение и организация рабочего места. Из амбулатории деревни Крупица Минского района, где я работал, молодые специалисты не убегают. И не только потому, что Крупица рядом с Минском. Эта амбулатория — современный проект, в 1995 года был осуществлен совместно с голландцами. Но в принципе, для врача общей практики не так много и нужно. Он не нуждается в дорогостоящем клиническом оборудовании. Ему необходим автомобиль для визитов и портативное оборудование, чтобы была возможность выполнять небольшие хирургические вмешательства.
— В этом году в наш район по распределению приехало около 10 молодых специалистов, и ни один не получил даже комнаты в общежитии, — рассказывает педиатр Любанской районной больницы Светлана Зиганшина. — Все молодые специалисты, которые работали по распределению, уехали из района. Здесь нет никаких перспектив. Ребятам не предоставили даже минимум, который гарантирует государство: комнату в общежитии, льготную очередь на жилье и т. д. Не думаю, что такие условия удовлетворят кого-то из вновь прибывших выпускников и они, отработав необходимые 3 года, останутся здесь работать и дальше.
К слову, сегодня не только Беларусь столкнулась с проблемой дефицита врачебных кадров. По данным Всемирной организации здравоохранения, дефицит медиков в мире составляет около 2 миллионов. Правительства даже таких развитых стран, как Норвегия, Великобритания, Испания думают о том, как сделать доступной квалифицированную медицинскую помощь для всех граждан своих стран, и в первую очередь, тех, которые живут в отдаленных и малонаселенных районах. Но там не додумались до принудительного распределения.
Может быть, и нам стоит обратиться к опыту других стран?
— Ходить далеко не надо, — говорит Валентин Русович. — Например, в соседней Литве в первые годы после распада Союза, а затем и после вступления Литвы в ЕС, тоже не хватало врачей, особенно — в первичном звене в отдаленных районах. Правительство приняло решение о переводе амбулаторий на работу по принципу отдельных юридических лиц. Амбулатории стали частными клиниками, но пациенты при этом не платили за оказанную им медицинскую помощь, частный врач вел бесплатный прием. Пациенты платили налоги. Деньги шли в бюджет государства и распределялись по конкретным медицинским учреждениям. И уже сами врачи решали, как распоряжаться финансами: увеличить зарплату, купить новое оборудование. Они были заинтересованы в том, чтобы пациенты выбирали их амбулаторию, клинику, потому что это давало дополнительное финансирование. У молодых специалистов появилась заинтересованность работать в таких финансово независимых больницах. Сейчас средняя зарплата врача в Литве составляет 700—800 евро. В некоторых больницах подняли зарплату на 100%. Причем, кому из врачей и на сколько увеличивать зарплату, решают на местах. В Литве уже врачи не уезжают из страны, не уходят в фармацевтические компании. Повышение зарплаты, улучшения условий труда и финансовая независимость уменьшили напряжение в клиниках и что важно — в сельской местности тоже.
Валентин Русович считает, что даже при том финансировании, которое имеет сегодня система здравоохранения Беларуси, работать можно эффективнее.
— Возможно, стоит отказаться от такого количества узких специалистов, которое есть у нас. Не надо заниматься уравниловкой. Если пациенты будут выбирать врача, если медики будут решать, как тратить деньги пациентов, медицина станет более эффективной, —полагает Валентин Русович. — Более того, на мой взгляд, сегодня надо ставить вопрос по-другому: а нужно ли нам такое количество врачей, если государство не может обеспечить им достойную жизнь и достойные условия работы? Можно меньшим количеством врачей добиться более качественного оказания медицинской помощи населению.
Распределение — это принудительный труд. В Беларуси он запрещен
На самом деле бесплатного высшего образования в нашей стране нет. Даже Конституция Беларуси его не гарантирует. Учиться бесплатно, согласно ст.49 Основного закона, можно только в средних школах и профессионально-технических училищах. Поэтому государство и требует от выпускника: мол, мы за тебя платили, будь добр отработай. И, казалось бы, в этом есть некая логика. Но… Юристы Белорусского Хельсинкского комитета в обязательном распределении видят ни что иное, как использование принудительного труда, которое запрещено международными конвенциями, белорусским трудовым законодательством и Конституцией Беларуси. Свое заключение БХК направлял в Совет министров Беларуси, в Администрацию президента, во все заинтересованные министерства и ведомства. Но ответы всех инстанций были одинаковыми: принудительный труд в Беларуси не используются.
БХК пытается разрешить этот спор, прибегая к международным организациям. Свое заключение в уставном порядке представил в Международную организацию труда, чтобы международные эксперты расследовали случаи использования принудительного труда в Беларуси. Правда, ответа Белорусский Хельсинкский комитет пока не получил.
Британские учёные доказали, что отсыпаться на выходных – полезно
Британские учёные выяснили, что отсыпание в выходные, с целью компенсировать недостаток сна в будние дни, не является плохой практикой, как считают некоторые.
Читать