Мы — продавцы и покупатели, производители товаров, услуг и их потребители — часто бываем недовольными друг другом. И не слишком стесняемся это демонстрировать. “Что за бестолковые клиенты!” (покупатели, пациенты…), — звучит по одну сторону “баррикад”. А с другой стороны залп: “Совсем эти торгаши (предприниматели, бизнесмены…) зажрались! Эксплуататоры!”. Ну, и т. д. А они, эти эксплуататоры, между прочим, на нас работают: квартиры ремонтируют, дома строят, печки кладут, стригут и причесывают, шьют и рисуют, автомобили ремонтируют, товары везут из дальних мест, чтоб нам было по карману…
Это вступление понадобилось, чтобы подготовить уважаемую аудиторию к восприятию точки зрения людей, на которых многие, часто без оснований, смотрят с недоверием. После принятия 29 декабря минувшего года Указа президента РБ № 760, уточняющего порядок деятельности индивидуальных предпринимателей, торгующее, клепающее, строящее, ремонтирующее сообщество людей засуетилось: “Караул!!! Тонем!”… Сегодня на проводе “Часа звонка” индивидуальные предприниматели. Протянем им свою соломинку…
ОПЯТЬ ТРЯСЕТ
“Я, честно говоря, не уверен, что проблемы индивидуальных предпринимателей сильно волнуют читателей уважаемой мной газеты – к нам, ведь, очень многие граждане относятся завистливо негативно. Но, все-таки, постараюсь объяснить понятно, что подписанный перед самым Новым годом указ президента № 760 ударит не только по “ипэшникам”, которым запрещается с 1 января 2008 года привлекать наемных работников, за исключением членов семьи и близких родственников. Но и тех — не более 3-х человек.
Вот и представьте, сколько людей (не родственников предпринимателей) через год может оказаться на улице. А ведь страна так гордится низким уровнем безработицы. Всего-то – по официальным сведениям — полтора процента! Но это тех, кто сбегал на биржу труда и зарегистрировался. По тем же госотчетам известно, что как минимум, 700 тысяч белорусов ударно трудятся за пределами родной страны, преимущественно в России. Кому нужно, чтобы без работы остались еще и те, кто трудоустроился у индивидуального предпринимателя, не клянчит мизерное пособие по безработице у государства, а сам обеспечивает себя и семью? Разве непонятно, что люди начнут искать какие-то лазейки, чтобы обойти нелепые предписания, или будут работать нелегально… Конечно, можно сказать: регистрируйтесь, мол, в качестве юридических лиц, создавайте предприятия — оформляйте кучу документов, формируйте уставный фонд, платите пошлину и сборы, томитесь в исполкомовских и прочих конторских очередях… В общем, несите денежки на очередную бюрократическую дурь! Так разве мы мало этих денег в госбюджет в виде налогов отдаем? Кроме того, платим за своих работников социальные отчисления, без конца перечисляем “спонсорскую помощь” на всевозможные чиновничьи заморочки… Но нет, мало! Надо опять всех построить и обобрать! Почему надо без конца держать людей в напряжении? И это — обещанная стране стабильность и предсказуемость? Что ж, стабильно трясет от негодования… Игорь Епифанов, строитель, Минский р-н”.
БРАТ МОЙ – ВРАГ МОЙ?
Чтобы понять негодование позвонивших “индивидуалов”, уточним некоторые положения нашумевшего указа. “Деятельность индивидуального предпринимателя с 1 января 2008 г. может осуществляться только с привлечением членов семьи и близких родственников (супруг (супруга), родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки)”.
“Я, исходя из собственного опыта, знаю: если хочешь разрушить добрые отношения в семье или с друзьями – заведи с ними общее денежное дело… Я, когда только начинал заниматься предпринимательством, охотно приглашал дальних и близких родственников поработать у меня. Но люди, к сожалению, так устроены, что не понимают добра. Получая у меня раза в три-четыре большую зарплату, чем раньше на своих госзаводах, они вскоре начинали предъявлять претензии: ты то сам еще больший доход имеешь, это не по справедливости, делись, брат!.. Я один крутился, доставал, организовывал, отвечал за весь процесс, а недовольные родственники-исполнители только дулись, работая абы как… Уже пару лет у меня работают только ЧУЖИЕ для меня люди, и они стараются, держатся за место, так как условия работы и ее оплата вполне достойные. Я их по деловым качествам подбираю. Если, случается, плохо человек работает, волынит – расстаюсь без сантиментов. И не надо с тещей или женой долгими вечерами отношения выяснять: “Ты зачем нашего троюродного Колю обидел, замечание по работе сделал, у него детство было трудное…”
По 760-му указу я опять должен открыть этот благотворительный родственный базар. Спасибо! Но без меня… Уверен, что большинство индивидуальных предпринимателей не согласится с надуманными требованиями, насаждающими принудительную семейственность в деловых вопросах. Такого нет нигде! Значит, поедем поднимать экономику соседей – Украины, России, Польши, Литвы…”
ДАЛЬНИЕ РОДСТВЕННИКИ
У следующего потенциального “утопленника” в нескучном море белорусского бизнеса аргументы совсем другого порядка.
Ему как раз очень удобно приглашать к себе в напарники родичей, считает, что с ними проще договориться. Но вот незадача: в качестве наемной рабсилы у него трудятся родной дядя, сварщик, и двоюродный брат – водитель пикапа. К 1 января следующего года мелкий предприниматель, выполняющий заказы населения по изготовлению и установке всевозможных металлических ограждений, будет вынужден показать родственникам на дверь – их нет в президентском перечне…
“Я что, дочку из балетного училища должен забрать, чтобы она в металлиста переквалифицировалась? Правда, у меня еще есть родной дедушка, который знает толк в сварочных работах. Но ему скоро 90!.. Тот, кто указы сочиняет, и потом на подпись подает – они, что, не тут живут? Не понимают абсурдность своих действий? Сколько толковых наемных работников будут выброшены на произвол судьбы, сколько предпринимателей вольется в ряды безработных или уйдет в подпольный бизнес… Станислав, Минск”.
КРАЙНЯЯ ХАТА
Еще один позвонивший на “тему дня” минчанин, никогда в жизни бизнесом не занимавшийся, был более чем категоричен. Но весь свой пафос направил не на критику указа, а на людей, которых указ “строит”…
“Среди индивидуальных предпринимателей сейчас много шума и волнений. Им, оказывается, не нравится президентский указ, регламентирующий деятельность ИП. Видите ли, нарушаются их конституционные права на труд, выбор профессии, рабочего места и т. п. Вы, господа, еще про права человека вспомните! А ведь ничего нового не произошло. Просто сейчас больно стукнуло по частной торговле, мелкому бизнесу, всяким там дилерам, автослесарям… Вот вы и всполошились. А когда рабочих на государственных заводах удавкой контракта душат – вас это не слишком трогает? Или вы не знаете, что сегодня масса молодежи – воспитанной и интеллигентной – привлекается по суду к ответственности с одной и той же формулировкой: “Ругался матом в общественном месте”… Куда ни кинь, всюду это самое изруганное общественное место!.. Но вам-то до этого нет дела, все вам по фиг, что не по личному бизнесу бьет!
Как-то, несколько лет назад, принес домой по моему заказу индивидуальный предприниматель пылесос. Хороший, импортный.
Продемонстрировал товар, я расплатился. А тут по телевизору как раз разгон демонстрации в Минске показывают: камни во все стороны летят, камуфляжные парни своих гражданских ровесников палками метелят… Вздохнул мой предприниматель горестно: “Не могу позволить себе митинговать и демонстрировать, на мне большие материальные ценности…” Тоже сейчас, наверно, на указ руками машет. А не надо после драки кулаками махать! Вы же, индивидуалы, всегда “вне политики”, ваша хата, как известно, с краю… Сергей Иванович, научный работник, Минск”.
“НАЗНАЧАЮ ТЕБЯ СТАРШЕЙ ЖЕНОЙ!”
Завершим сегодняшний обзор звонков на оптимистической ноте. Оказывается, можно к потенциальной угрозе потерять свой бизнес относиться с известной долей юмора.
“Мой муж когда-то был классным инженером, в конструкторском бюро работал. Потом жизнь заставила переквалифицироваться. Сейчас он индивидуальный предприниматель, у него несколько торговых точек на рынке. Прихожу недавно с работы, а муж вдруг, так хитренько прищурившись, спрашивает: “Ты, Наталья, согласна быть моей старшей женой? А то тут документ президентский народ на рынке обсуждает. По нему я должен своих трех продавщиц или удочерить, или на них жениться. Я решил, что жениться – проще”… Надо пояснить, что мой муж татарин по национальности. Родился и всю жизнь живет в Беларуси. А тут про свои мусульманские корни, хоть в юмористическом ключе, сразу вспомнил. Я ему говорю, что у тебя ж только пожилые замужние тетки работают продавцами, куда их мужей денете? “Усыновим!” — отвечает. И смех, и грех!.. Наталья Леонидова, учитель, Минск”.
P. S. Считается, что признак выздоравливающего общества — это когда люди расстаются со своим прошлым смеясь. И реакция на последний указ по индивидуальному предпринимательству, которая поступает в редакцию пока только из Минска (вероятно, до провинции молва о новациях еще не докатилась) свидетельствует: со здоровьем у нас все нормально. Если какой-то заковыристый указ или другое государственное предписание становится анекдотом, то это очень серьезный сигнал для верхов: народ не безмолвствует. Он смеется!
Автор: Валентина ТАРАН