Гендиректору “Джем-банка” Александру Татаринцеву и начальнику управления безопасности, затем и.о. гендиректора Сергею Близнюку предъявлено новое обвинение. Формулировки статей УК стали более жесткими: Близнюка обвинили еще в одном преступлении, а сумма возможного ущерба “Джем-банку” увеличилась на 3 млн. долларов.
После двух месяцев судебных заседаний гособвинитель по уголовному делу Антонина Трипузова посчитала возможным перепредъявить банкирам обвинение. Все статьи УК перешли на более жесткие формулировки, что чревато большими сроками наказания в случае вынесения обвинительного приговора.
Во-первых, Близнюка обвинили в “злоупотреблении служебным положением” — ранее эта статья УК была только у Татаринцева. Она описывала выделение субординированного кредита “Латеко Банком” (Латвия) на 3 млн. долларов для увеличения собственного капитала “Джем-банка” до 10 млн. евро. Поскольку кредит оказался обеспеченным, следствие посчитало, что лицензией на привлечение вкладов физлиц комбанк пользовался необоснованно и, значит, незаконно привлек средства вкладчиков на 38,8 млрд. рублей. Вред правам и интересам вкладчиков оценен в 13,7 млрд. рублей. В новом обвинении сказано, что преступление совершено Татаринцевым совместно с Близнюком “по предварительному сговору”. Сумма ущерба по этому эпизоду увеличена на 166,5 тыс. долларов — проценты “Латеко Банку” за использование кредита. Поскольку действия Татаринцева и Близнюка, по мнению гособвинителя, повлекли тяжкие последствия, они квалифицированы по более жесткой части статьи УК — в новом обвинении ч.2 ст.424 УК изменена на ч.3 ст. 424 УК.
Во-вторых, размер активов, якобы похищенных Татаринцевым, Близнюком и Окссом, увеличился на 3 млн. долларов. К 3,165 млн. долларов, за которые по договорам факторинга с “АзияУниверсалБанком” куплены долги пяти киргизских и четырех американских компаний, гособвинитель добавил долги двух американских компаний — Melada LLC (на 1,7 млн. долларов) и Puntex LLC (1,3 млн. долларов), которые Оксс перевел на себя в обмен на депозит в “Латеко Банке”.
В-третьих, предъявив Близнюку обвинение в превышении власти или служебных полномочий, гособвинитель перешел на самую жесткую часть статьи (с ч.2 ст.426 на ч.3 ст. 426). Близнюк якобы нарушил закон, подписав договор уступки права требований долгов Puntex и Melada на Оксса, что вызвало негативные последствия для “Джем-банка”. В результате комбанк стал собственником денежных средств, которые были залоговым обеспечением субординированного кредита, полученного у “Латеко Банка”. Это обстоятельство досрочно погасило обязательства латвийского банка вернуть “Джем-банку” деньги. В результате комбанк потерял возможность использовать денежные средства в размере 3 млн. долларов для погашения требований своих кредиторов и вкладчиков.
Банкиры не высказали мнения относительно трансформации обвинения. Оба попросили время на формулировку своего несогласия с позицией гособвинителя. Суд согласился, дав Близнюку и Татаринцеву пять дней на подготовку. Допрос банкиров по новому обвинению начнется 19 октября.
Ежедневник