С момента, когда мою зарплату редакция стала перечислять на банковскую карточку, в обращении с деньгами я почувствовал себя гораздо свободнее. Не надо каждый месяц стоять в очереди у бухгалтерии. Чтобы рассчитаться за телефон или “коммуналку”, нет нужды подстраиваться, как раньше, под распорядок работы сберкассы или почтового отделения. Да и, наконец, носить переполненный купюрами кошелек тоже вроде бы отпала необходимость. Однако так ли это? Нужен эксперимент. Который, собственно, я и предпринял, решив прожить день без наличных.
Пока я ходил по супермаркетам и даже обычным магазинам, расположенным в центре города, чувствовал себя на высоте: доставал “пластик” из нагрудного кармана, размашисто подписывал протягиваемые мне продавцами чеки и гордился собой.
Первое неудобство испытал, когда в любимом мной продмаге у касс неожиданно появились таблички с надписью: “Безналичные платежи временно не принимаются”. Пришлось идти к банкомату…
Не удалось расплатиться безналом и за проезд в маршрутке, за пачку сигарет в коммерческом киоске, и за обед в расположенном неподалеку от работы кафе, и даже в салоне мобильной связи, работников которого не устроил тип моей карточки…
“У вас Visa, а с ней мы не работаем”, — заявила кассирша…
Признаюсь, такие мелочи, отнявшие в итоге лишнее время и нервы, изрядно остудили мое стремление к безналичным платежам. Следующую зарплату я почти целиком переведу в бумажные купюры, оставив на карточке лишь небольшую сумму на коммунальные платежи и оплату за телефон.
Хотя, на мой взгляд, должно быть по-иному. У “пластиковых денег” немало плюсов. Не случайно в столице объем безналичных платежей увеличивается с каждым месяцем. Заходя в минские магазины, вижу, что как минимум треть покупателей рассчитывается безналом. Да и в Могилеве уже не так мало точек, где вам позволят расплатиться по банковской карте. Те же билеты на поезд и автобус, например, можно приобрести, не доставая из бумажника наличность. Да и в магазинах, где установлены платежные терминалы, обслуживание быстрее. Хотя бы за счет того, что у продавцов никогда не бывает проблем со сдачей с крупной купюры. Вроде бы удобно. И все же удобство это пока относительное. Наличность ценится больше — это неоспоримый факт.
А надо бы наоборот. Ведь “пластиковые деньги” и для государства очень выгодны. С увеличением объема безналичных платежей меньше купюр ходит по рукам. Значит, меньше надо тратить из бюджета на изъятие из обращения ветхих бумажных денег и выпуск новых. Реальная экономия! На этом фоне, согласитесь, сеть терминалов должна развиваться как можно шире — завлекая покупателей всевозможными льготами. Кое-что в этом направлении делается. С июня держатели пластиковых карточек Беларусбанка могут получать скидки от 3 до 10 процентов в магазинах и салонах красоты Могилева, Бобруйска и Славгорода. Но сколько таких точек — сто, двести, триста? Всего лишь… 15. Мизер. Хотя начальник отдела банковских пластиковых карточек Могилевского областного управления АСБ “Беларусбанк” Виктор Безруков убежден в том, что это только начало и будущее именно за безналичными платежами.
Пока в это верится с трудом. В общей сложности на Могилевщине к услугам покупателей и клиентов 6.631 объект торговли, общепита и бытовых услуг. Платежные же терминалы установлены лишь… в 698 магазинах, парикмахерских, кафе… По словам заместителя начальника управления торговли и услуг Могилевского облисполкома Михаила Тимоховича, далеко не все предприниматели стремятся к современным методам расчетов. Стимула нет. А вот “антистимул” наличествует. Если за инкассацию с торговой точки банк берет 0,33 процента от суммы, то комиссионные за перевод денег от платежного терминала до расчетного счета могут составить полтора процента. Есть ли смысл торговцу выкладывать лишние деньги? Вопрос риторический…
Ситуация, конечно, может измениться. Но только если появятся экономические рычаги, делающие безналичные расчеты привлекательными как для бизнесменов, так и для их клиентов — нас с вами.
Павел МИНЧЕНКО Советская Белоруссия