В условиях продовольственного кризиса белорусы, как всегда в трудные времена, перейдут на картошку. Но прежде отечественным картофелеводам не мешало бы уйти от натурального характера производства этой сельскохозяйственной культуры (около 90% картофеля сегодня выращивается в личных подсобных хозяйствах для внутреннего потребления), научиться получать картофель нужного для переработки качества и восстановить организованный экспорт.
– Примитивные технологии личных подсобных хозяйств, использование семян массовых репродукций, отсутствие элементарных систем защиты растений от сорняков, вредителей, болезней (особенно фитофторы) – все это ухудшает качество картофеля, – подчеркивает директор ассоциации “Картофельплодовощ” Александр Ярохович. – Белорусский картофель не соответствует требованиям внешнего рынка и продается по самым низким ценам.
В крупно-товарном производстве, по мнению специалиста, ситуация выглядит значительно лучше. Уровень товарности здесь на 35-40% выше.
Тем не менее, доля сельхозпредприятий на внутреннем рынке продовольственного картофеля, который приобретается гражданами в сыром виде, практически сведена к нулю. Из 2 млн. тонн общей потребности в продовольственном картофеле 1,6 млн. тонн покрывается за счет нецентрализованных поставок картофеля, выращенного в личных подсобных хозяйствах. Сельхозпредприятия обеспечивают потребность крупнооптовых потребителей, которая составляет порядка 0,5 млн. тонн.
Централизованные закупки, как правило, происходят на тендерной основе и используются для создания стабилизационного фонда в межсезонный период, поставок на предприятия общественного питания и для бюджетных потребителей – МВД, Минздрава. При этом емкость государственного рынка поставки картофеля остается стабильной. С учетом того, что преимущества поставки картофеля для государственных нужд имеют именно сельхозпроизводители, это обеспечивает им стабильный рынок сбыта и стабильный доход, позволяющий улучшать технологии производства. Однако при такой системе – практически полном отсутствии конкуренции – вряд ли они имеют значительные стимулы для повышения качества своей продукции.
Картошка на крахмал
Второй сегмент рынка, который почти полностью отдан сельхозпредприятиям, – переработка картофеля. Основными потребителями картофеля в качестве сырья для переработки являются заводы по производству крахмала. Мощности 16 заводов по производству крахмала позволяют производить около 25 тыс. тонн сухого крахмала в год. Однако устаревшее оборудование и технологии не всегда позволяют работать в полную силу. В итоге часть крахмала приходится покупать – это, в частности, касается крахмала для медицинских целей, который закупается в Польше.
Свою лепту сюда вносит и низкое качество поставляемого на переработку картофеля. Сегодня 1 тонна крахмала получается в Беларуси из 10 тонн картофеля. Как отмечает эксперт “Завтра твоей страны” Александр Ярохович, это явление аномальное и перед сельхозпроизводителями ставится задача по выращиванию и поставке картофеля для переработки с содержанием крахмала на уровне не менее 15-17%.
Низкое качество имеет под собой не только технологические, но и экономические причины. Как отмечает специалист, единственное, что сдерживает развитие системы поставок в этом секторе переработки – не отрегулированная система взаимоотношений между производителями и переработчиками.
За этой общей фразой на самом деле скрывается проблема надбавок к закупочным ценам картофеля поставщикам и их своевременной выплаты переработчиками. Без надбавок поставлять картофель на переработку невыгодно – по более высоким ценам его можно продать на внутреннем рынке. Выплачивать надбавки вовремя предприятия могут не всегда – часто не хватает оборотных средств. Вот и добирают поставщики не за счет качества, а за счет объемов. Чем меньше содержание крахмала, тем больше картофеля предприятие возьмет на переработку, а значит, больше будет выручка, да и план по поставке проще выполнить. Именно поэтому более выгодно сажать менее крахмалистые сорта картофеля и именно поэтому Минсельхопрод так отчаянно пытается уговорить картофелеводов расширять поля под картофель с повышенным содержанием крахмала.
Александр Ярохович считает, что проблема кроется в разной ведомственной подчиненности производителей картофеля и его переработчиков, а избавиться от нее помогла бы холдинговая структура.
Картошка на экспорт
Ассоциация “Картофельплодовощ”, которую возглавляет Александр Ярохович, создана во многом для того, чтобы восстановить централизованные экспортные поставки. Он напомнил, что до 1991 года Беларусь поставляла централизованно в союзные закрома около 1 млн. тонн картофеля, в том числе 800 тыс. тонн продовольственного и 200 тыс. семенного. Беларусь отгружала картофель всем союзным республикам, армии и флоту.
В те годы картофелеводство имело рентабельность в целом по республике не ниже 50%. Средняя урожайность составляла 150-170 ц/га. Производством картофеля занимались практически все сельхозпредприятия, средний размер картофельного поля составлял не менее 100 га для товарных производителей. Сегодня средний размер поля у сельхозпредприятий – 37 га.
Средняя урожайность, правда, чуть выросла – и по итогам 2007 года составила 183 ц/га. При этом существуют хозяйства, где урожайность составляет от 400 до 500 ц/га. Как отмечают эксперты “Завтра твоей страны”, такая разбежка в урожайности обусловлена разницей технологий, используемых при выращивании, а также при уборке картофеля. Прежде всего, значение техника, которая применяется. Немецкий комбайн повышает урожайность при уборке, как минимум в 2 раза. Отечественные кормоуборочные комбайны вязнут в глинистой почве и хоть как-то справляются лишь на песке.
У сельхозпредприятий-передовиков, которые могут позволить себе импортную технику, нет проблем со сбытом – они выбирают, кому отгружать картофель. Уходит он и на экспорт. Правда, не всегда проходит по статистике – ведь зачастую картофель покупают на самом предприятии, а потом везут на рынки в Россию. Очевидно, существует неорганизованный экспорт на российские рынки и картофеля, выращенного в личных подсобных хозяйствах, однако учесть его непросто.
Как сообщил Александр Ярохович, за прошедший год по данным Таможенного комитета, из Беларуси было экспортировано около 50 тыс. тонн картофеля, что, по словам специалиста, далеко не соответствует нашему потенциалу. Тем не менее, отмечает эксперт, начиная с 2000-го года, спрос на белорусский картофель имеет тенденцию к росту. Соотношение цены и качества привлекает потребителей в России и других странах СНГ.
Вместе с тем, подчеркивает эксперт “Завтра твоей страны”, российский рынок очень жесткий. Российский потребитель за последние годы сумел попробовать картофель из Польши, Голландии, Германии, сравнить его с белорусским и, к сожалению, оценить низким баллом. Однако, по словам специалиста, есть хозяйства, которые выращивают картофель достойного качества. Например, недавно Санкт-Петербург отказался от голландского картофеля в пользу белорусского.
Так или иначе, но за прошедшую осень и нынешнюю весну предприятиями ассоциации (а в нее входят 150 крупно-товарных производителей плодов и овощей) было реализовало свыше 30 тыс. тонн картофеля. Среди потребителей – регионы РФ, Молдова, Крым, Азербайджан, Узбекистан. Были и более экзотические предложения – например, на поставку в Израиль, Иран, Венесуэлу.
– Но я думаю, Венесуэле мы предложим не сырой картофель, а продукты переработки из него, – подчеркивает Александр Ярошевич.
Безусловно, везти в Венесуэлу сырой картофель очень дорого, особенно с учетом того, что именно Южная Америка является родиной картофеля.
Что же касается продуктов переработки, то предприятий, которые выпускали бы полуфабрикаты из картофеля, в Беларуси совсем немного. Поставлена задача организовать замораживание картофеля фри, но, как подчеркивали специалисты в кулуарах конференции “Белорусский картофель. Продовольственная безопасность страны”, которая прошла в начале июня, пока сорта, возделываемые на полях страны, для заморозки не подходят. Кроме того, для устойчивого экспорта картофеля даже в РФ, нужны склады, оборудованные специальными устройствами для создания особого микроклимата, а также оборудование для мойки и фасовки картофеля. Не говоря уже о его товарном виде – чтобы клубни картофеля имели приблизительно одинаковый размер, не имели повреждений. Кстати, именно по этим же причинам, отечественный картофель неохотно берут супермаркеты и сетевые магазины на внутреннем рынке.
Картошка от частника
Все эти проблемы Минсельхозпроду известны. На закупку оборудования выделяются средства по Программе развития картофелеводства на 2006-2010 годы. Однако при существующей структуре производства, когда 90% всего картофеля производится в личных подсобных хозяйствах, программа ориентирована в основном на крупно-товарные сельхозпредприятия. Это им будут предоставляться льготные условия для закупки климатического оборудования, и комбайнов, они – участники тендеров для поставки картофеля по госзаказу, для них будет организован централизованный экспорт. Для личных подсобных хозяйств, впрочем, есть своя программа – обеспечения семенным материалом. Предполагается, что в каждом регионе страны будет создано по 5-8 предприятий, которые будут фасовать и продавать семенной картофель для личных подсобных хозяйств, чтобы улучшить качество производимого там картофеля. Впрочем, достаточно сходить на любой колхозный рынок, чтобы увидеть, что у многих частников картофель выглядит вполне прилично и его качество куда выше, чем качество картофеля, который продается в организованной торговле. Так почему бы не создать условия и для развития частников – по получению льготных кредитов, по развитию фермерских хозяйств, чтобы они смогли укрупнить засеваемые картофелем поля. Тогда бы мы гораздо быстрее нарастили утраченные позиции в экспорте и возможно даже обеспечили качественным картофелем перерабатывающие предприятия.
Впрочем, радует одно – в нестабильные времена белорусы всегда смогут продержаться на картошке, увеличив его посевы на приусадебных и дачных участках. Как подчеркивает Александр Ярохович, анализ мировых тенденций показывает: как только уровень жизни в какой-то стране снижается на 1%, потребление картофеля возрастает на 2%.
Справка “Завтра твоей страны”
Сегодня Беларусь производит 8-8,5 млн. тонн картофеля в год. Страна занимает 7-8 место в мире по производству картофеля. После некоторого упадка в начале 2000-х годов Беларусь снова вышла в лидеры по производству картофеля на душу населения – 700-800 кг в год. Такой объем производства позволяет не только употреблять 180-200 кг в пищу, но и получать на основе картофельного корма до 20 кг мяса и до 40 литров молока на душу населения в год.
Несмотря на то, что производство картофеля в сельхозпредприятиях вышло на положительную рентабельность и составило по итогам прошлого года 35% против минусовой рентабельности в 2004 году, основной объем производства картофеля приходится в нашей стране на личные подсобные хозяйства – они обеспечивают производство 90% картофеля в стране.
Из производимых в личных подсобных хозяйствах 7 млн. тонн картофеля примерно 1,8 млн. или 20% идет на продовольственные цели – личное потребление и снабжение городского населения – через продажу на рынках, заготовительным учреждениям и обеспечение городских родственников. Более 2 млн. тонн или 30% используется на семена и около 43% – на корм. Лишь незначительная часть картофеля, производимого в личных подсобных хозяйствах – порядка 2-3% – закупается “Белкоопсоюзом” и предприятиями переработке.
Ирина ОРЛОВА Завтра твоей страны
ИП не смогут быть аниматорами и проводить корпоративы
Правительство Беларуси обновило список разрешенных видов деятельности для индивидуальных предпринимателей.
Читать