Белорусские импортеры могут вернуться к схемам ведения бизнеса, которые использовались в 90-ых, когда зарубежные товары поставлялись в страну через компании, зарегистрированные в оффшорах. Такое мнение агентству ПРАЙМ-ТАСС высказал старший партнер “Юридической группы “АргументЪ” Денис Алейников, комментируя возможные последствия изменений, внесенных Министерством экономики в Положение о регулировании цен и тарифов постановлением №179 от 27 августа 2008 г.
По мнению Д.Алейникова, оффшоризация импорта для многих поставщиков может стать единственной возможностью выжить. “У предприятий, поставляющих в страну развернутый ассортимент продукции и кредитующихся под эти поставки, доля расходов по организации бизнеса достигает в среднем порядка 15% к сумме допустимых расходов по импорту, обозначенных Минэкономики. Очевидно, если погашать они их будут из установленной надбавки – 30% на всех участников рынка, то бизнеса в этом нет”, – заявил эксперт.
“Даже крупные торговые сети, работающие с импортным товаром, хотят видеть свою надбавку на этом товаре минимум в 20%, если они сократят аппетиты, то оптовому звену и импортеру все рано ничего не остается. Мелкие торговые точки (в том числе государственные) не смогут выжить без 30% надбавки на импортные товары”, – пояснил Д.Алейников.
Он напомнил, что крупные компании-импортеры совсем недавно вышли на цивилизованный путь торговли: стали декларировать в полном объеме выручку, легально получать большой доход и налогооблагаемую прибыль. “Государство от этого только выигрывало. Необходимая импортерам маржа не изменялась, зато имела положительную динамику доля отчислений от их деятельности в госбюджет. Чиновники, оценив легальные обороты и доходы поставщиков, вероятно, сочли их чрезмерными, получаемыми “от завышения цены”. Отсюда – желание административно сократить торговые надбавки”, – предположил Д.Алейников.
По его мнению, цены на зарубежные товары в результате не уменьшатся. “Бизнес найдет возможность сохраниться, однако значительная часть видимой торговой надбавки опять уйдет за рубеж, в оффшоры, где была ранее. До сих пор в мире достаточно территорий с льготным режимом налогообложения, не включенных в перечень, утвержденный указом президента №353 (2006 г). При этом, с точки зрения ценовой статистики, Минэкономики сможет наблюдать меньшую часть надбавки (ее меньший процент) и рапортовать, что борьба с ценовым беспределом увенчалась успехом”, – добавил он.
По оценке юриста, введенное Минэкономики обязательство – подтверждать обоснованность контрактных цен на иностранные товары данными об уровне цен изготовителей, биржевых цен или цен оптовых рынков – ударит даже по самым прозрачным импортерам. “Непонятно почему обоснованием цены на полученный от конкретного зарубежного поставщика товар должны являться данные о цене производителя и т. п. На момент ввоза у импортера есть цена товара с конкретным контрагентом по сделке, и именно на ней он должен основываться, формируя свою цену на внутреннем рынке. Такая цена априори обоснована. А вот обоснованная или необоснованная цена иностранного поставщика – это лежит вне пределов юрисдикции и импортера, и Минэкономики. Главное рыночное правило, действующее за рубежом: не нравится цена – не покупай”, – отметил Д.Алейников.
“На зарубежных рынках цены производителей отличаются от цен посредников, поставляющих товары на развивающиеся рынки. В своих ценах зарубежные посредники закладывают расходы на реализацию, доходы, риски. Кроме того, производители формируют развернутый прейскурант, в котором цены на один и тот же товар различаются до 20% в зависимости от условий поставки и объема закупаемых партий, что в таком случае понимать под ценой производителя?” – добавил он.
Д.Алейников согласился с тем, что сегодня трудно предугадать, по какому пути пойдет практика в области обоснования контрактных цен. “Ясно, что оценка обоснованности цен каждой импортной поставки – процедура субъективная и ресурсоемкая. Пока непонятно: кто будет оценивать, по каким критериям, и в какие деньги обойдется государству такой кусок работы… Вероятно, со стороны Минэкономики должны последовать какие-то разъяснения”, – резюмировал собеседник агентства.
Как ранее сообщал ПРАЙМ-ТАСС, постановлением №179 уточнен перечень расходов, включаемых импортерами при формировании отпускных цен на товары иностранного происхождения. Документом определено, что предельный уровень торговой и оптовой надбавок для импортных товаров должен соответствовать уровню надбавок на товары отечественного производства.
Предельная торговая надбавка на импортные товары делится по соглашению сторон на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, участвующих в реализации иностранного товара, включая импортеров. Размер предельной надбавки составляет максимум 30% (при реализации в розничной торговой сети и в объектах общественного питания).
Постановлением предусмотрено, что импортеры подтверждают обоснованность контрактных цен на товары иностранного происхождения данными об уровне цен изготовителей указанных товаров, биржевых цен и (или) цен оптовых рынков в странах-поставщиках этих товаров.
Исполком будет согласовывать руководителей частных компаний?
Местные власти в республике могут обрести расширенные полномочия в области кадровых решений в различных структурах.
Читать