Можно сказать, что первый этап развития бизнеса на постсоветском пространстве завершился. Есть сегменты и кластеры экономики, которые возникли именно благодаря частной инициативе. Мини-рынки и гипермаркеты привычны и естественны для нашей повседневности. Бизнес работает в легкой промышленности и образовании. Интересны перспективы предпринимательства в сфере услуг и информатики. В целом предприниматели формируют примерно четверть всех доходов страны.
В связи с этим логичным и закономерным выглядит вопрос: какова она, вообще, бизнес-перспектива в нашей стране?
Белорусский бизнес, в отличие от бизнеса соседних стран, никогда не был агрессивным и опасным как для самих участников, так и для общества. Большая его часть сложилась на собственной основе, так как массовой приватизации в стране не было. Это, кстати, в определенной мере объясняет вялое отношение части бюрократического аппарата к предпринимательству.
Тем не менее в стране примерно 25% собственности уже является частной, хотя доля частного капитала примерно в 2 раза меньше. Особенность белорусских бизнесменов в том, что они трудятся. Именно трудятся, а не живут от продаж нефти или бензина. Наши исследования показали, что повседневные заботы белорусских предпринимателей аналогичны заботам обывателя. Заработать деньги для семьи, дать образование детям. Получить шансы на достойную старость. Никаких наполеоновских замыслов. Этакий у нас “трудовой бизнес”.
Из советского прошлого мы уже входим в будущее. С определенными сомнениями и вопросами к себе и своему настоящему. Дело в надежности выбранного курса. Четкости и ясности. Определенности перспектив. В нашем “настоящем” есть загадка, которая тормозит многие частные инициативы и возможные стратегические проекты.
Если сказать, что белорусский бизнес находится на распутье, то это будет не совсем верно. Наши предприниматели хотят получить шанс на будущее и готовы взять на себя ответственность за это будущее. Но не просто так, а в рамках общего развития, договорившись с обществом, властью о главных принципах предпринимательского будущего. Анализ различных точек зрения, оценка прошлого и важные элементы настоящего дают возможность сформулировать два варианта развития предпринимательства страны. Условно, конечно, так как выбор стратегического направления идет сейчас, находится в поле дискуссии. Каковы же перспективы? Назовем вкратце основные параметры возможных вариантов.
Вариант первый:
– рост удельного веса частной экономики (30% – 50% – 75%);
– новое качество бизнеса, его участие в национальных проектах “жилье – информационные технологии – инновации”;
– формирование новой экономической политики (“плоские” налоги, снижение уровня централизации средств до 20-25% ВВП);
– создание эффективного конкурентного поля;
– укрепление национального бизнеса;
– активная идеологическая экспансия — формирование положительного имиджа национального бизнеса.
В этом варианте бизнес активизирует усилия по формированию конкурентной экономики страны. Деловое сообщество, поддерживая усилия правительства и власти, расширяет сферу частной экономики в соответствии с прогнозом до 30% к 2010 году. Создаются новые рабочие места, диверсифицируются предложение и производство товаров и услуг, что увеличивает долю частной экономики. Причем не за счет смены вывесок и перевода государственной собственности в частную. Вполне возможно развитие бизнеса на собственной экономической основе. Без конфликтов приватизации и смены экономической власти на уровне предприятий и заводов. Можно только поощрять создание новых производств и новых предприятий. Кстати, наш бизнес может сделать это быстрее, чем иностранный капитал. Для этого ему необходимо иметь возможность купить землю, уплачивать “плоские” налоги и получить свободу действий. Правда, возможен и иной ход событий.
Вариант второй:
– консервация достигнутого уровня развития предпринимательства (15-25%);
– точечное развитие частного сектора;
– “дополняющая” роль частного бизнеса;
– формирование крупного бизнеса на основе иностранного капитала;
– номенклатурная приватизация и конвертация власти;
– усиление олигополии и монополии квазичастных предприятий;
– недоразвитость и отставание от мировых темпов как устойчивый феномен белорусского бизнеса.
При таком развитии событий бизнес вроде и есть, но он не является нужным и не признается в качестве национального приоритета развития.
Сейчас мы находимся на той фазе развития, когда определяется, что же будет: деловая активность всей страны или деловая активность в стране. Если наших предпринимателей, десятки и сотни тысяч людей, ставших уже самостоятельными, включат в реальное будущее страны, если они станут уверенно действовать в нашей экономике, то такая уверенность и надежность настоящего и будущего сделает экономику монолитной. Тем более что это становится все более необходимым.
Надо отдавать себе отчет в том, что в Беларусь уже рвется иностранный капитал. Есть инвесторы, готовые направить и 100, и 200 миллионов долларов в выгодные проекты. Есть и более масштабные перспективы. Если сейчас мы отдадим в руки “быстроприходящих” иностранцев самые выгодные ниши внутреннего рынка, то что же будет? Возьмем, к примеру, жилищное строительство. Это сфера, одна из немногих, где можно отрабатывать двух-трехкратно первоначальные вложения. То есть 200-300 млн. USD можно за 3-4 года превратить в 700-800 млн. USD. Причем практически из средств самих белорусов. По той простой причине, что процесс жилищного строительства в экономическом смысле и является народным самофинансированием.
О чем мы думаем, отдавая деньги нашего населения приходящему дяде? Который уже готов сносить гаражи ветеранов, дома и все, что мешает на пути. Разве отечественный бизнес не заслуживает того, чтобы дать ему шанс разработать 3-4 общенациональных проекта? Они могут быть связанными или нет, но в них должны быть заложены наши национальные экономические интересы будущего. Есть время для их обсуждения и определения: какие деньги и как “запускать” в масштабные общенациональные проекты, объединяя таким образом страну.
Леонид ЗАИКО, экономический обозреватель “ЭГ”
Исполком будет согласовывать руководителей частных компаний?
Местные власти в республике могут обрести расширенные полномочия в области кадровых решений в различных структурах.
Читать