Вопреки предположениям российских атомщиков о том, что политический вопрос о выборе подрядчика для строительства белорусской АЭС будет решен в ходе прямых переговоров с компанией-исполнителем строительных работ, на вчерашнем совещании у президента было заявлено обратное. «В течение ближайшего месяца любая компания может предложить Беларуси свои услуги по строительству АЭС»,– цитирует президентская пресс-служба Александра Лукашенко. «Мы поступаем так, чтобы избежать всякой спекуляции о том, что мы якобы кулуарно с кем-то заключили соглашение о строительстве», – добавил президент. Значит ли это, что АЭС станет новым предметом шантажа России?
Лукашенко подчеркнул, что необходимо еще раз официально предложить участвовать в строительстве АЭС франко-германской компании, а также японцам, американцам и россиянам, если они проявят заинтересованность.
«Мы им публично предлагаем, и так же публично через месяц в газетах опубликуем ответ. Никто наживаться на этой проблеме не будет. Не получится»,- заявил он.
Прежде основным претендентом на строительство белорусской АЭС называли российское ЗАО «Атомстройэкспорт». Во-первых, реакторы российского производителя соответствуют заявленной проектной мощности белорусской станции – два водо-водяных корпусных реактора по 1000 МВт (ВВЭР-1000). Франко-германская AREVA выпускает реакторы мощностью 1500-1600 МВт (предлагаемые компанией блоки мощностью 1000 МВт будут нуждаться в доработке).
К тому же расценки французов примерно на треть выше, чем у россиян – на начало года стоимость строительства АЭС «Атомстройэкспортом» составляла 2000 долларов за кВт установленной мощности в то время как ценник AREVA достигал 2700 долларов. Американский Westinghouse, делающий ставку на «реакторы-тысячники», тоже не балует низкими ценами. К тому же ценовой вопрос связан и со стоимостью топлива. А оно, по некоторым оценкам, у Westinghouse на 50% дороже, чем у российского поставщика.
К ценовым параметрам выбора инвестора добавляется также единство ядерной школы и общность языка: в Беларуси нет своих атомщиков, во всяком случае, в том количестве, которое необходимо для обслуживания станции. А их обучение проще и дешевле осуществить в России.
Белорусские эксперты указывают также на политическую составляющую выбора иностранного подрядчика. Так, в марте политолог Юрий Шевцов оценивал вероятность прихода в Беларусь западного строителя АЭС не более чем в 5%. «Сегодня мы можем говорить об участии в тендере западного инвестора чисто умозрительно. У нас сейчас плохие отношения с Западом, и если бы тендер состоялся сегодня, у нас бы не было реального западного участника»,- объяснил он.
К тому же иностранный строитель АЭС придет на белорусский рынок со своей финансовой инфраструктурой – банками и страховыми компаниями. Это значит, что в случае выбора западного игрока финансовый сектор придется значительно либерализовать, ослабив контроль государства над ним.
И все же при очевидном «удобстве» российского решения атомного вопроса и вопреки уже не раз проверенной схеме привлечения в страну иностранных инвесторов (которые выбирались непосредственно в кабинете президента) Беларусь решила сделать предложения как российскому, так и западным игрокам. Это красивый реверанс в сторону Запада или шантаж России?
В пользу последнего говорит сразу несколько обстоятельств. Во-первых, намек на поспешность и скорость принятия решения – «через месяц в газетах опубликуем ответ». Притом что даже вопрос с выбором площадки решается больше года: Лукашенко поручил Правительству в течение ближайших 3-4 месяцев провести окончательную доразведку трех площадок под строительство станции и сделать окончательный выбор места строительства АЭС в Беларуси не позднее конца 2008 года.
Во-вторых, обещания предложить участие в тендере западным игрокам совпали по времени с очередным раундом газового конфликта с Россией – Беларуси никак не удается «отвязаться» от формулы определения цены на газ, в соответствии с которой она должна составить в 2009 году не менее 200 долларов за тысячу кубометров. Пока стороны не вступили в фазу откровенной перепалки (как это было в конце 2006 года). Но очевидно, что недавние встречи А.Лукашенко с Д.Медведевым и В.Путиным не слишком продвинули Беларусь в решении газовой проблемы. Прежде основным экономическим аргументом страны в подобном споре были транзит нефти и газа, а также допуск российских инвесторов к белорусской собственности. Теперь этот перечень, вероятно, пополнит АЭС.
ИП не смогут быть аниматорами и проводить корпоративы
Правительство Беларуси обновило список разрешенных видов деятельности для индивидуальных предпринимателей.
Читать