Конференцией «20 лет предприниматльству Беларуси: от кооперативов к Национальной платформе бизнеса Беларуси» бизнесмены отметили юбилей своей деятельности.
Впрочем, как показали озвученные в ходе конференции мнения и данные социологических опросов, и по истечении 20 лет ни власть, ни сами бизнесмены точно не представляют себе, какое место в системе общественной жизни страны эта деятельность занимает.
Вышедшее в 1986 году Постановление ЦК КПСС о развитии в СССР кооперативного движения фактически впервые узаконило индивидуальную инициативу в экономической сфере и дало волю сдерживаемой годами предпринимательской активности граждан. Правда, как только джин был выпущен из бутылки, стало понятно, что он гораздо свободнее, чем планировали его создатели. Во-первых, как полагает председатель ОО «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей» (МССПР) Владимир Карягин, советские кооперативы изначально не были классическими: в них использовался наемный труд, было распределение прибыли. К тому же из «исключения из правил», каким поначалу мыслилось кооперативное движение, оно быстро превратилось в массовое стремление, сравнимое по энтузиазму с «золотой лихорадкой» в Америке. «Первоначально предполагалось, что участвовать в кооперативном движении будут в основном студенты и пенсионеры. Но эти предположения были сметены тем порывом, что сразу же проявили граждане», – заявил он.
Вскоре стало понятно, что понятие «кооператив» для такого порыва слишком узко, законодательной базы для уже организованной деятельности явно не хватало. В 1991 году было принято Постановление о малых предприятиях, а затем – еще до распада СССР – Закон о предпрнимательской деятельности, который противоречил 24 статьям прежнего законодательства, а за многие предусмотренные новым законом действия до 1991 года «спекулянтам» грозила уголовная ответственность. «Нам пришлось всему учиться самим: определять цену продукции – раньше этим занимались только в Москве, неважно, шла ли речь о лопате или о тяжелой технике, – распределять прибыль, управлять предприятиями», – вспоминает В.Карягин. Тогда же у белорусского бизнеса появилась своя специфика: инновационная деятельность.
Белорусская конституция 1994 года законодательно утвердила равенство государственной и частной форм собственности, но, как считает В.Карягин, «она и сегодя часто не соблюдается». Постановление 1986 года было, пожалуй, единственной инициативой государства, давшей толчок предпринимательству. Принятие последующих актов резко отставало от времени появления новых реалий бизнеса. Так, страховая деятельность была регламентирована лишь спустя 6 лет после того, как белорусские компании занялись страхованием. О том, что нормального диалога между бизнесом и властью нет и сегодня, говорили многие участники конференции.
Директор аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико видит причину этого, прежде всего, в неподготовленности и непрофессионализме чиновничьего аппарата. По его данным среди представителей белорусского государственного сектора лишь 31% когда-либо был в Германии, 23% – в Польше и только 11% – в странах Балтии. Среди бизнесменов и предпринимателей эти показатели составляют 81%, 71% и 68% соответственно.
«Сейчас у наших чиновников, видимо, будет еще меньше возможностей для выезда за границу, – рассуждает Л.Заико, намекая на прошедшие в Беларуси президентские выборы, – а как чиновнику объяснить, что такое свободный рынок, если он его никогда не видел».
Но если имидж белорусских чиновников, особенно в глазах предпринимателей, осталяет желать лучшего, отношение к бизнесу населения за прошедшие 20 лет определенно улучшилось. Сейчас, по резльтатам исследования, проведенного Институтом приватизации и менеджмента, положително к бизнесу относится более половины белорусских граждан, при этом почти половина респондентов выразили желание, чтобы их дети занимались бизнесом.
Кроме того, по данным Л.Заико, категория «частная собственность» за эти 20 лет прочно вошла в систему ценностей современной белорусской молодежи и занимает 16 место как раз между «суверенитетом» (15) и «сексом» (17). Для сравнения, в Польше частная собственность стоит на 12-й позиции, в Германии – на 15-й, в Португалии – на 20-й. Представленная незадолго до юбилея Национальная платформа бизнеса Беларуси на 2006–2007 годы в очередной раз обсуждалась на конференции.
По словам В.Карягина, МССПР выступил основным разработчиком платформы: «При ее создании был изучен опыт США, Польши, России, Украины, Румынии и Литвы, но свои приоритеты белорусский бизнес сможет выразить только сам». Правда, едва ли даже самый оптимистичный белорусский бизнесмен всерьез верит, что все положения платформы (в том числе отмена «золотой акци», запрет на конфискацию товаров во внесудебном порядке, снижение общей налоговой нагрузки и переход на единую ставку НДС – 15% для юрлиц, а также отмена лицензирования розничной торговли) будут выполнены да еще и в ближайшие два года. Но, как заявил сегодня В.Карягин, «Платформа – это не программа действий, но бизнесу необходима какая-то точка опоры». Возможно, имея ее, за следующие 20 лет белорусский частный бизнес сможет если не перевернуть Землю, то, по крайней мере, изменить Беларусь к лучшему.
Автор: Эмма РАВИЧ