На Национальной киностудии “Беларусьфильм”, для которой 1 мая 2010 года станет практически вторым днем рождения, сегодня идет не только кардинальная модернизация процесса производства кино. Запланирована глобальная “реконструкция” творческого процесса. Уже в прошлом году в условиях ремонта “Беларусьфильм” выпустил восемь полнометражных картин. В 2008-м работ будет 10, а в 2009-м – 12. Это тот уровень, который имел “Беларусьфильм” в советское время, когда студия славилась своими классическими картинами, составившими золотой фонд не только белорусского, но и советского кино. Но одними количественными успехами расцвета кино не добиться.
Какими должны быть меры, чтобы белорусский кинопродукт стал конкурентоспособным? Каков план киностудии по выходу на самоокупаемость? На эти и другие вопросы ответил корреспонденту БЕЛТА генеральный директор Национальной киностудии “Беларусьфильм” Владимир Заметалин.
– Владимир Петрович, Национальная киностудия “Беларусьфильм” сегодня имеет четкую программу по выходу из сложной экономической и творческой ситуации?
– Программа по выходу из непростой ситуации предложена киностудией, и ее поддержал Президент. К сожалению, такая поддержка обнаруживается не на всех уровнях. Киностудия – не шарикоподшипниковый завод, к ней нужен трепетный и бережный подход. От киностудии нельзя требовать буквального выполнения всех экономических показателей, например плана по экономии электроэнергии. Это же элементарно – невозможно в темноте снимать кино. Проблему экономии электроэнергии следует адаптировать к нашим условиям. К сожалению, чиновники разного уровня наших обращений не слышат. Радует, что позиция Министерства культуры Беларуси не такая. Серьезная проблема – налоговое бремя. Приведу пример. Права на демонстрацию в течение года картины “В июне 41-го…”, снятую на “Беларусьфильме”, были проданы российскому каналу ОРТ. Продали дорого – одну серию за $700 тыс., в сумме $2 млн. 800 тыс. “Беларусьфильм” окупил вклад в кинопроизводство и теоретически получил прибыль приблизительно 200%, или полмиллиона долларов. Это первое кино, которое окупилось, и получена прибыль. Но она условная. Почему? Потому что, получив полмиллиона, мы платим 18% налога на добавленную стоимость. Заплатив НДС, платим еще целую сумму налогов (25%) от уже очищенной прибыли: 2% сельхозналог, налог на недвижимость на территории киностудии, которая является государственной, и самый большой налог – это налог на прибыль. В результате киностудия в чистом виде получает приблизительно около $200 тыс. Вопрос: российские коллеги живут в таком же положении? Нет. Они платят НДС 18% и все, точка. Это и есть государственная поддержка кинематографа. “Беларусьфильм” же сегодня находится в тисках налогового пресса.
Сейчас киностудия впервые с 1961 года реконструируется. Одновременно осуществляется переход на современное кинопроизводство. Задача состоит в том, чтобы на 100% обновить оборудование, и сделать возможным вести параллельно два технологических процесса: цифровое телекино и традиционное пленочное кино на 16-миллиметровой и на 35-миллиметровой пленке. “Беларусьфильм” сегодня не имеет оборудования для производства кино на 16-миллиметровой пленке. А это технологически очень выгодный процесс создания кино, потому что достаточно дешевый и высокоскоростной. У нас будет лаборатория перевода телекино с цифры на пленку и с пленки на цифру. На постсоветском пространстве такая лаборатория сегодня есть только на “Мосфильме”. К слову, перевод полнометражного полуторачасового фильма стоит $70-100 тыс. Такие огромные затраты “Беларусьфильм” несет, обращаясь к российским коллегам. Но с лета будущего года “Беларусьфильм” будет иметь полный технологический цикл производства цифрового и пленочного кино. С июня 2009 года (на киностудии это знают) никаких обращений ни к какой студии, кроме собственной, больше не будет. “Беларусьфильм” получит возможность варьировать и создавать благоприятные условия по снижению себестоимости картин.
Но остается еще один не менее важный вопрос – кадровый. Среди десятимиллионного населения Беларуси, безусловно, есть таланты. Но их некому обучать, потому что преподавательский состав – бывшие комсомольские, партийные работники и журналисты, защитившие в свое время кандидатские диссертации, как правило, по проблемам философии. Если мы это не признаем и не поймем, никогда не поднимем ни кино, ни искусство. В Беларуси нет системы поиска талантов, национальной школы. Не решить эту проблему и отправляя людей учиться за границу. Нет никакой гарантии, что человек, если он талантлив, вернется в Беларусь. Он может вернуться, если сработает “зов предков” или будут предложены более выгодные финансовые условия. В России же умеют говорить: “Ты талантлив”. Чуть проявив себя, люди убегают на картины, которые снимают российские компании, потому что там просто более высокий класс и более высокая зарплата. Это эскиз проблем, которые переживает киностудия.
– Но уже со следующего года киностудии “Беларусьфильм” необходимо так построить свою работу, чтобы она была самоокупаемой.
– Существует целый каскад вещей, которые необходимо выполнить, чтобы выйти на самоокупаемость. Нужно привлекать средства со стороны, минимизировать использование бюджетных денег. О бюджете государства надо забыть. Но возникает сложно разрешимая задача: как сбалансировать интересы государства с точки зрения содержательной стороны и интересы бизнесмена, который хочет снять на свои средства кино? Это самая трудная проблема, потому что если бы на киностудию поступило предложение о съемках картины с названием “Сволочи”, мы, конечно, были бы против, даже если бы это стоило прибыли 1000%. Это очень проблемный вопрос, который нужно решать уже сейчас и который вплотную встанет после реконструкции, равно как встанет и ключевой вопрос: кто будет работать на киностудии? Режиссеры в возрасте около 70 лет, которые 15 лет не снимали, но с огромными амбициями? Или те, которые обучились, но уехали, потому что в Беларуси не было работы? Кто будет монтировать кино, заниматься светом, проявлять пленку? Я уже сказал, что это проблема не только киностудии. Это проблему должны остро ощущать все, кто имеет отношение к образованию, к программам учреждений образования в сфере культуры.
Преподавательскому составу тоже нужно учиться, ехать хотя бы в Россию в классные учреждения образования. На киностудии собственными силами ведется подготовка художников-мультипликаторов, специалистов, работающих на съемочной площадке. Но этого недостаточно. Чтобы мультипликатор стал профессионалом, нужно несколько лет.
– Владимир Петрович, на пресс-конференции чуть больше года назад Вы рассказали, что на стыке 2008-2009 годов “Беларусьфильм” выстрелит картиной о развале Советского Союза вопреки общественному сознанию. Планы киностудии остаются неизменными? – Вы решили делать ремонт в квартире. У вас два варианта – выселится или продолжать жить, делая ремонт. Киностудия находится во втором режиме и не прекращает производство картин, понимая, что если остановиться на период реконструкции, значит никого не соберешь даже через два года. А мы продолжаем делать кино, увеличивая количество. То, что мы это делаем, вещь серьезная, трудная и опасная. Поэтому, говоря вашим языком, мы выстрелим через некоторое время не из ружья, а из пушки. Но это будет чуть позже.
– Сроком завершения реконструкции названо 1 мая 2010 года… – Так оно и будет. К этому сроку будут полностью реконструированы здания и сооружения, завершено благоустройство территории, ни о каких первых и вторых очередях, этапах строительства речь не идет. Задачу четко и ясно определил глава государства, и 1 мая 2010 года состоится торжественная церемония перерезания красной ленточки. Впервые реконструкция “Беларусьфильма” проводится с участием литовского инвестора. Проект реализуется полностью за его средства, из государственного бюджета мы не берем ни копейки. За год с небольшим планируется построить 54 тыс.кв.м площадей. Для сравнения: здание Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси площадью 37 тыс.кв.м строят три года.
– Можно ли сегодня сказать, что вскоре “Беларусьфильм” станет “Голливудфильмом” и белорусская киностудия обретет новое лицо?
– Относительно “Голливудфильма”… Полагаю, что Голливуд во многом обязан Беларуси. Известно, что основателем одной из прославленных американских киностудий стал выходец из Беларуси Луис Барт Майер. Мы, так сказать, делегировав в свое время белорусских граждан, оказали помощь Голливуду. Сегодня же вплотную занялись своей киностудией.
А если серьезно, то киностудия обретет новое лицо, и вся содержательная часть станет другой. Почти 13 гектаров земли в центре города, 47 зданий, половина из которых в аварийном состоянии, поскольку никогда не было ремонта. Практически все старые здания, за исключением двух – главного корпуса киностудии и общежития, будут снесены. После капитального ремонта здесь появятся современные, европейского стандарта киностудийные помещения, у каждого из которых будет свое функциональное назначение. Т.е. если есть помещение для “массовки”, то, как в любой киностудии мира, должен быть отдельный вход с пропускным режимом.
Кроме того, в главном корпусе будут отремонтированы производственные помещения и три павильона площадью около 3 тыс.кв.м. Остальные помещения, цеха разместятся в двух новых корпусах, которые войдут в общий киностудийный комплекс. Главный корпус и все помещения будут сообщаться. Целиком киностудийный комплекс займет те же 37,5 тыс.кв.м, как и сегодня, но в дополнение будут построены два павильона по 1 тыс.кв.м с раздвижной стенкой. Их, вероятнее всего, будем сдавать в аренду.
– Вы неоднократно озвучивали проблему утраты авторских прав на картины “Беларусьфильма”, которая возникла после распада Советского Союза.
– В свое время в Бишкеке было принято постановление, связанное с разделом всего материального после распада СССР и суверенизации республик. По соглашению все материальное, что находится на территории суверенной республики, автоматически переходит в ее собственность. Таким образом, в архивах России в Белых Столбах и Мытищах под Москвой остался тот фильмофонд, который был создан на киностудии “Беларусьфильм” за всю историю белорусского кинематографа. Это приблизительно 5 тыс. картин: художественных, документальных, анимационных. Материальное – коробка, в которой находится пленка. Но на пленке собственно кино, а это есть интеллектуальная собственность. В Бишкекском договоре об этом ничего не сказано. Президент Беларуси не раз говорил о необходимости решить эту проблему, но воз, как говорится, и ныне там. Нужно инициировать рассмотрение вопроса на заседании Совета министров Союзного государства. И принять решение. Что мы теряем в нынешней ситуации? Очень много. Белорусские картины транслируются на российских, украинских, прибалтийских каналах, и “Беларусьфильм” ничего с этого не получает.
– Владимир Петрович, а когда Беларусь будет претендовать на первый “Оскар”?
– Я вам одну вещь хочу сказать. Советский Союз никогда не претендовал на какой-то “Оскар”. Он появлялся сам по себе. Мало того, когда он появлялся, это было огромной неожиданностью. Это касается абсолютно всех фильмов: и “Летят журавли”, и “Москва слезам не верит”, и “Урга. Территория любви” и так далее. Почему так происходило? Потому что всегда, так сказать, не в одной понятийной системе существовали аппарат управления кинопроцессом и кинопроизводящие организации. Они действовали в простой схеме – разрешительной. Эта схема положительного результата никогда не дает. А отношения должны носить исключительно глубинный характер. Представители управленческой организации обязаны досконально знать кинопроцесс. У нас пока ничто не предвещает, что такой диссонанс будет. Потому что дан карт-бланш единственной киностудии в республике, со статусом национальной – выстроить систему нормального кинопроизводства. Это ответственное дело, спекулировать на этом мы не собираемся, но, полагаю, что, когда произойдет окончательное восстановление, будут пересмотрены многие вещи, и к кино станут относиться, как к явлению общественному, культурологическому, исключительно важному для страны, а не как к периферийному, малопонятному явлению.
Мы будем снимать то кино, которое соответствует правде жизни, состоянию нашего общества. И оно будет оценено, я уверен.
Названа дата выхода второго сезона сериала The Last of Us
Дата выпуска второго сезона сериала The Last of Us («Одни из нас») была раскрыта. Согласно информации от портала GamingBolt, премьера продолжения проекта запланирована на первую половину 2025 года.
Читать