У ее городов нет точных координат. Их география размыта. Берлинская ностальгия, одесская улыбка, минская задумчивость в ее красках, приправленных настроением и экспрессией, обретают свою душу…
Ей еще не было 25, когда в музее современного изобразительного искусства состоялась ее вторая персональная выставка. “Ритмы города” от Виктории Коваленчиковой показали, что женщины в изобразительном искусстве талантливы и успешны не менее коллег-мужчин. “Чувственный сплав эмоциональной цветовой стихии с четкой структурой композиции”, — так характеризует ее творческую манеру искусствовед Андрей Янковский.
Сегодня фамилия Коваленчиковой известна не только в Беларуси. Ее выставки проходят в Германии, Бельгии, Голландии. Многие из работ разъехались по всему миру с частными коллекционерами. Совсем недавно две персональные выставки Виктории одновременно прошли в Берлине и Роттердаме. Эта молодая художница много путешествует, вдохновенно пишет без мольберта, на полу, эмоционально разбрызгивая краски и “творит” сама себя…
— Виктория, согласитесь, Европу сложно удивить чем-либо, особенно в искусстве. Тем не менее вы там частый и ожидаемый гость…
— В Европе сейчас прослеживается такой парадокс: духовный уровень европейцев заметно падает, но любая домохозяйка придет в восторг от интересной выставки, сможет оценить творческую работу… Там “не пройдут” картины а-ля березки. У нас — наоборот. Мы во многом духовно богаче европейцев, но у нас нет артбизнеса, люди интересуются искусством гораздо меньше и пока не очень хорошо в нем разбираются. Могу сказать одно: у нас хорошая школа. Если добавить к этому силу воли, трудолюбие и целеустремленность, то можно добиться очень многого.
— Почему главной темой для вас стали городские мотивы?
— Я родилась в городе, выросла в городе… Кроме того, эта ниша оказалась практически свободной: художников-урбанистов у нас немного. Еще студенткой начала работать над городской тематикой, была уникальная возможность учиться этому у Мая Данцига. Вообще же, каждый новый город для меня — живой, имеющий неповторимый характер, судьбу. Иногда стою на улице, смотрю на стены домов и думаю, сколько же они всего повидали, свидетелями каких страстей, эмоций и расставаний были… Потому в своих работах передаю те ощущения, которые испытываю в данный момент, и, таким образом, сама чувствую некую причастность к этим историям.
— Выставка, которая прошла недавно в Германии, называется “Параллели”. Что скрывается за этим названием?
— В ней объединены контрастные работы на тему Восток—Запад, в которых я провожу параллели в прямом и переносном смысле. Много путешествуя, вижу разницу между этими странами, а потому выражаю ее и в архитектурных линиях домов, и в цвете. Например, после поездки в Ливан у меня появилась работа “Ливанский дневник” (7 картин на каждый день недели). И этот Ливан не похож ни на одну европейскую страну. В принципе, мне хочется в последующем сделать серию картин о каждой стране, где я побывала. Наверное, в этом проявляется мое ощущение свободы: изображать действительность такой, как я сама это вижу, быть свободной от критики и коммерческого влияния, быть собой — и в творчестве, и в жизни…
— Скажите, не сложно ли сегодня быть молодым художником? Виктории Коваленчиковой всего хватает?
— У меня есть мастерская, где я увлеченно работаю. Есть вдохновение и желание трудиться. Кроме того, есть молодость. Как бы это ни звучало, но в Европе, например, к молодым более благосклонны. Художнику в 50 лет там сложно чего-то добиться. Думаю, самое главное — стремиться к цели. Тогда все остальное не помеха. Искусство уже становится той сферой, куда многие вкладывают деньги. Даже в Беларуси. У нас уже начинают покупать хорошие дорогие работы именно потому, что видят в них не только духовную, но и впоследствии материальную ценность.
— Сами для себя вы вывели формулу успеха?
— Для успеха, прежде всего, важен характер. Тяжело чего-то достичь, если не развита сила воли. Что касается меня, то я никогда не даю себе расслабиться, тренирую волю, трудолюбие. Кстати, я родилась в год Лошади, наверное, это как-то мне помогает. По крайней мере, ленивой меня не назовешь.
— Станковая живопись — это ведь не совсем женское дело…
— Основная моя задача и цель в творчестве — продолжать начатое, доказать, что в живописи не должно быть никакого разделения на мужское и женское дело. А еще мне очень хочется соединить в своей жизни понятия, которые многим кажутся несовместимыми: творчество и семью. Думаю, у меня все получится.
Полина КОНОГА
Названа дата выхода второго сезона сериала The Last of Us
Дата выпуска второго сезона сериала The Last of Us («Одни из нас») была раскрыта. Согласно информации от портала GamingBolt, премьера продолжения проекта запланирована на первую половину 2025 года.
Читать