В Орше общественным активистам удалось отстоять фундамент храма, уничтоженного в конце 60-ых годов. Эта церковь – уникальный памятник архитектуры, настоящая жемчужина Оршанщины.
В 1758-74 годах храм был возведен в центре Орши на правом берегу реки Оршицы в стиле Виленское барокко. Первоначально это была униатская церковь Апеки Матки Боскай. Рядом находились жилые корпуса монастыря базилиан. После отмены Унии и храм, и монастырь были переданы православным – там расположился православный мужской Покровский монастырь и духовное училище. Церковь стала называться Свято-Покровской.
Сорокаметровое здание храма взорвали в конце 60-ых годов. Многие оршанцы помнят, как это было, и утверждают, что даже в виде развалин церковь выглядела величественно и оставляла неизгладимое впечатление. Церковь взорвали, а монастырские корпуса на берегу Оршицы оставили. Долгое время в них были коммуналки, в которых в ужасных условиях жили люди. В подвале располагалась хоккейная секция, а на месте взорванной церкви находилась спортивная площадка, на которой тренировались юные хоккеисты. Потом на месте площадки построили Городское управление милиции. А в 1994 году милиция начала здесь строить изолятор временного содержания (ИВС). Но в тот раз удалось отстоять фундамент церкви, остановить строительство.
«Тогда в защиту фундамента даже главный архитектор города Майсеюк подписался, – рассказывает Игорь Казмерчак, общественный активист, краевед. – А в этом году они вновь начали строить. Но стройку вновь удалось остановить. Здание бывшего базилианского монастыря передали православным и матушка Фамаида из Толочина, которая занимается реставрацией здания, начала говорить: «Люди, не трогайте этот фундамент… Мы за пять лет восстановим и церковь». А фундамент церкви был целый… Ситуация была такая: строители дошли до самого фундамента, раскопали, после этого начался «вэрхал», приехали археологи и на две недели остановили это строительство. Я тогда был в отъезде и ничего не знал. Приехал, посмотрел – на месте «базилианцев» строят что-то. Мне сказали, что на месте церкви строят тюрьму. Честно говоря, я думал, что события будут развиваться по-иному. Я думал, что обращения к чиновникам ничего не дадут, и уже говорил с людьми, чтобы организовывать акции протеста – круглосуточные вахты. Но, к счастью, наши старшие коллеги более разумные и более сдержанные, решили просто начать переписку – написали в Министерство культуры, в исполком.
Было написано восемь писем».
Эти письма подписали известные в Орше люди. Например, Лютынский – бывший директор городского музея, Шутов – краевед, бывший сотрудник комиссии при исполкоме по переименованию улиц. И, в результате, получилось, что это подействовало. Приехал в Оршу заместитель министра культуры, сказал строителям: «Фундамент церкви не трогать, по закону не положено». Сотрудники милиции возмущались. Потому что мало того, что кран строительный простаивал месяц, и они, конечно, платили за его простой, и не могли строить по плану, так теперь получалось, что надо перестраивать и переносить стройку изолятора.
«Более того, – продолжает Игорь Казмерчак. – Когда начали изучать архивы, стали известны имена тех, кто руководил сносом церкви и давал разрешение на ее снос в 60-ые годы. Эти же люди дали разрешение на снос костела святого Антония, который находился напротив ныне действующего костела. В архивах нашлись и документы, согласно которым этим людям выписывались премии по 30 рублей. Самое интересное, оказалось, что в субботний вечер, когда вся эта комиссия должна была осматривать костел святого Антония, чтобы определить реставрировать его или взрывать, была очень холодная погода.
Мороз за тридцать, снег 40-50 сантиметров. И, судя по всему, эти люди не ходили осматривать костел святого Антония, а задним числом сфальсифицировали акт об аварийном состоянии здания. Из архивных материалов также стало известно, что руководитель этой комиссии писал о писателе Владимире Короткевиче: какой это «плохой националист», как он «непартийно» действует».
Станислав Невмиржицкий