Новый год – первый праздник в календарном цикле. Обычай отмечать начало нового года впервые появился в Месопотамии примерно 25 веков назад. Сегодня такая традиция существует практически во всех странах мира. В разные эпохи на территории Беларуси менялись новогодние обряды, ритуалы и персонажи.
По сей день мы становимся свидетелями рождения ярких и интересных традиций празднования Нового года.
У предков современных белорусов начало нового года было связано с днем весеннего равноденствия. Особо желанными гостями в каждой семье в это время были волочебники. Они обходили все сельские дворы, песней величали и прославляли хозяина, его труд. Величали также и хозяйку, как мудрую советчицу и помощницу своего мужа, взрослую дочь, неженатого сына. Хозяева искренне благодарили волочебников, дарили им обрядовые подарки – яйца, сыр, колбасы.
Древний волочебный обряд стал исчезать из быта наших предков в Средневековье, когда христианская церковь, активно боровшаяся с языческими традициями, значительно усилила свои позиции. Произошли изменения и в календаре – начало нового года было перенесено с весны на зиму. Примерно с X столетия практически во всей Европе постепенно закрепляется традиция начинать новый годовой круг от праздника Рождества Христова.
Долгое время в разных регионах Беларуси Новый год праздновали в разное время. На территории, которая входила в состав Великого княжества Литовского, встречать новый год 1 января начали с 1364 года. В восточной части Беларуси с 1493 по 1700 новый год начинался по византийской церковной традиции – 1 сентября. В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января.
С переносом календарного начала года на зиму постепенно сформировался зимний новогодний праздник. Его главными героями стали колядовщики. Они, обрядившись в маскарадные костюмы козы, медведя и других животных, обходили дома и исполняли величальные колядные песни.
Важной частью новогоднего праздника был торжественный обрядовый ужин, который каждая семья готовила по принципу “как новый год встретишь, таким он и будет”. Поэтому ставили на стол 12 различных блюд, каждое из них символизировало ту или иную пору года. На праздник подавали колбасы, котлеты и другие блюда из свинины или говядины, масло, сыр, обязательно блины, соленые и маринованные овощи, кисели или компоты, рыбу, грибы. Обязательным обрядовым блюдом была кутья, поэтому и ужин назывался “кутья”. Накрывая щедрый новогодний стол, люди верили и надеялись, что такой же достаток будет в семье на протяжении всего года.
Во время новогодних праздников наши предки проводили различные обряды, ритуалы и гадания, с помощью которых они надеялись обеспечить в новом году мир и достаток себе и своей семье, заглянуть в будущее. Так, в некоторых регионах Беларуси утром нового года проводили обряд засевания. Его исполняли дети, которые ходили с сумой, наполненной зерном, по деревне, заходили в дома, приветствовали хозяев и имитировали сев – посыпали пол зерном ржи, овса, ячменя. Исполняли обряд молча или сопровождали его символичной короткой песней, в которой желали хозяевам благополучия, хорошего урожая в новом году. В благодарность за это маленьких исполнителей одаривали подарками.
Существовал интересный ритуал, который, как считалось, содействовал благополучию в семье и взаимопониманию между ее членами. За 15 минут до окончания старого года вся семья садилась за праздничный стол, чтобы поблагодарить прошедший год и вместе с тем оставить в нем все проблемы, беды, болезни. Старший в семье брал небольшую глиняную посудину, наполовину наполненную водой, и ставил ее на середину стола. Все присутствующие за столом протягивали левую руку и ровно минуту держали ее над этой посудиной. При этом каждый из присутствующих в мыслях отдавал воде болезни, потери, зависть, неурожай – то есть все то, что его в первую очередь не устраивало в прошедшем году. Причем если в семье были младенцы, то взрослые сажали их к себе на колени, брали их руку и держали над водой вместе со своей. Ровно через минуту тот же человек брал ритуальную посуду и выливал воду со всеми бедами в окно. Как только наступала полночь, та же посуда снова наполнялась водой до самого края и ставилась на стол. Теперь все присутствующие протягивали над ней правую руку и про себя проговаривали пожелания добра, здоровья, успехов, удачи, семейного благополучия. Через минуту ритуальную чашу пускали по кругу по солнцу и каждый выпивал свою “долю пожеланий”.
В наши дни многие верят, что если на Новый год, как только часы начинают отбивать полночь, на листе бумаги записать самое заветное желание и успеть сжечь бумагу с последним, двенадцатым ударом, то желание обязательно сбудется.
Магия первого дня, как любого начала, послужила основой целого ряда примет, запретов, правил поведения, относящихся к Новому году. Перед новогодними праздниками люди старались вернуть все долги, так как были уверены, что если этого не сделать, то весь год придется расплачиваться. Наши предки верили, что если в Новый год с человеком что-нибудь случится, то это же будет происходить с ним на протяжении всего года. Не позволялось в первый день года выполнять какую-нибудь тяжелую работу, а то будешь весь год работать без отдыха и без удовольствия от сделанной работы. Торговцы на Новый год первому покупателю продавали товар за небольшую цену, так как это гарантировало успешную торговлю на весь год. У молодых девушек существовала традиция несколько раз в день переодеваться во все новое. Считали, что тогда весь год будут обновки. Во время первого новогоднего умывания нужно было в посуду положить медные или золотые деньги, чтобы на протяжении всего года быть сильным и красивым, а серебряные деньги и вещи – чтобы лицо было чистым и светлым.
Из наблюдений за природой постепенно сложились новогодние приметы, позволявшие предсказать, каким будет год у земледельцев. В народе говорили: “Які першы дзень студзеня, такі і першы дзень лета”, “Калі на Новы год неба зорнае – чакай добрага ураджаю, будзе багата ягад”.
Во второй половине XIX – начале XX веков в Беларуси постепенно распространился обычай ставить новогоднюю елку. Он пришел из Западной Европы, где появился довольно давно. Самый старый документ, в котором упоминается рождественская елка, найден в городе Селеста (провинция Эльзас, Франция) и датируется 1521 годом. Сначала елку наделяли особой магической силой, поклонялись ей. Украшение елки было своеобразным обрядом жертвоприношения, задабривания. Этим стремились угодить, задобрить дерево, его жизненную силу, которая как бы могла помочь человеку, благополучию семьи. В более древние времена елку украшали со смыслом: яблоками (символ грехопадения) и облатками (символ спасения). Затем появились бумажные цветы, гирлянды, позолоченные орехи, сласти. Стеклянные же игрушки возникли случайно.
В год, когда не уродились яблоки и орехи, искусные стеклодувы Лотарингии заменили их стеклянными. Новшество имело большой успех. Постепенно религиозный смысл обряда начал исчезать. Зеленая украшенная елка стала символизировать жизнь, здоровье, счастье и постепенно превратилась в главный символ новогоднего праздника. Хотя стоит заметить, что в Беларуси на рубеже XIX–XX веков наряженная елка появлялась в домах богатых людей. Среди белорусских крестьян, ремесленников, рабочих этот обычай прижился значительно позже.
Со временем произошли изменения в составе новогодних персонажей. В XX веке в Беларуси, как и в большинстве европейских стран, главным героем новогодних праздников стал Дед Мороз. Его образ складывался столетиями, и каждый народ вносил в него что-то свое. Предками Деда Мороза в одних странах считают гномов, в других – средневековых странствующих жонглеров.
В белорусской мифологии есть персонаж, сильно повлиявший на представление белорусов о том, как выглядит новогодний дед. Это древнее божество Зюзя, который является олицетворением зимней стужи. В народе во время проведения новогодних праздничных обрядов его упоминали вплоть до XIX столетия: “Зюзя на дварэ – куцця на стале”. Согласно фольклорным свидетельствам, белорусы представляли себе Зюзю седым толстым дедом, низкого роста с косматой бородой, босым, без шапки, с железной булавой. Верили, что большую часть зимы Зюзя проводит в лесу, но время от времени наведывается и в деревни, принося туда сильный мороз. Разозлившись, Зюзя бьет булавой об пень, тогда начинаются трескучие морозы. На Коляды ему оставляли часть кутьи, чтобы не был таким лютым. А чаще всего хозяин кидал за окно первую ложку каши, приговаривая: “Мароз, хадзі куццю есці”.
Помимо мифологических, среди предков у Деда Мороза есть и вполне реальный человек. В IV столетии в византийском городе Мира жил архиепископ Николай. По преданию, он был очень добр, не боялся заступаться за обиженных, помогал всем нуждающимся. После смерти чудотворец Николай стал одним из самых почитаемых христианских святых. В Беларуси для народа Никола был вторым после Бога заступником от всех бед и несчастий. День святителя и чудотворца Николая, который празднуется 19 декабря, один из самых почитаемых церковных праздников. В Николин день перед едой всегда читалась особая молитва угоднику Николаю с просьбой о достатке в доме, об урожае будущего года, о приплоде скота, семейном согласии и мире. С зимнего Николы начиналась подготовка к святочным посиделкам, приходило ощущение предстоящего праздника. Возможно, именно поэтому такие черты чудотворца Николая, как доброта, способность одаривать по заслугам, постепенно перешли к главному новогоднему герою – Деду Морозу.
На протяжении XX века новогодние обряды и традиции продолжали меняться. Большинство из них утратило свой магический смысл и превратилось в игру, забаву. Вместе с Дедом Морозом в гости к детям и взрослым стала приходить Снегурочка, а на больших праздниках стали появляться матушка Зима и другие зимние персонажи.
Первое десятилетие XXI века привнесло много нового и интересного в новогодний отдых. У жителей республики складывается традиция в праздничные дни не только приглашать на праздничные балы и к себе домой Деда Мороза, но и ездить к нему в гости. Это стало возможным, так как у Деда Мороза в Беларуси появилось постоянное место жительства. Его сказочное поместье раскинулось на площади 15 га среди нетронутых лесов Национального парка “Беловежская пуща”.
Древний Зюзя поселился в белорусском Поозерье. Местом его постоянной прописки стала усадьба в Поставском районе Витебской области. Зюзя Поозерский славится своим гостеприимством. В новогодние дни он встречает туристов со всей Беларуси, угощает гостей горячим травяным чаем из самовара, который растапливается дровами, потчует блинами и пряниками, испеченными по старинным рецептам.
В последнее десятилетие в Беларуси поддерживается замечательная традиция проведения благотворительных елок для детей. Праздники проходят во всех районах республики. Они – маленькое новогоднее чудо, которое взрослые дарят детям-сиротам, детям-инвалидам, детям из малообеспеченных семей. Главным событием Нового года для многих маленьких белорусов становится праздник у главной елки страны, в котором принимает участие Президент Республики Беларусь.
Новый год – один из самых любимых народных праздников. Его с нетерпением ждут и взрослые и дети. Начало нового года – это начало новой жизни, в которой можно будет избежать ошибок и неудач. Поэтому за новогодним столом в кругу близких людей звучат такие же древние, как и сама традиция встречать Новый год, пожелания оставить в уходящем году все проблемы и горести, а в новый взять с собой все самое светлое и хорошее.