Архитектурный объект, имеющий серьезную историческую ценность — так председатель Миноблисполкома Александр Турчин назвал Воложинскую иешиву. Глава центрального региона не преувеличил: еврейская духовная академия, построенная 200 лет назад, действительно считалась одной из главнейших иешив во всей Восточной Европе. Ее расцвет пришелся на середину XIX века, когда здесь обучались более 400 человек, но Вторая мировая поставила точку в существовании «матери всех иешив». И хоть здание не разрушилось, оно серьезно пострадало. По инициативе губернатора его было решено вернуть к жизни, пишет сегодня Mlyn.by.
Работы по реконструкции продолжались около года: за это время объект полностью обновили, внутри сделали культурно-образовательный центр. Сегодня, 28 октября, его торжественно открыли. Участие в церемонии принял Александр Турчин.
Известные евреи Воложинского района — именно с этой экспозиции научный сотрудник Воложинского краеведческого музея Нина Бобрик предлагает начать знакомство с центром. На витрине — фотографии равви Хаима Воложинера, основателя иешивы; его сына равви Ицхака; руководителей ешибота равви Элиэзера Ицхака Фрида, Нафтали Берлина, Йосефе Бер Соловейчика.
— Зона «Рождение и зрелость Воложинской иешивы» посвящена истории создания первого высшего духовного училища на территории Восточной Европы по подготовке раввинов, — рассказала Нина Бобрик.
Главные экспонаты здесь — произведения Хаима Воложинера, муляж Торы, «Талмуд Вавилонский», «Еврейская энциклопедия», «Шулхан арух» и Тора (современное издание), переданная равви Ави из Иерусалима. Более подробно о преподавателях ешибота и их работах рассказывает специальная тач-панель, а с помощью очков виртуальной реальности можно совершить путешествие в прошлое и увидеть исторический Воложин, побывать в учебных классах здания иешивы 20-30-х годов.
Во второй экспозиционной зоне гости ознакомились с археологическими экспонатами, полученными во время раскопок в 2022 году: здесь их более 60 единиц.
— Третий зал рассказывает о влиянии воложинской иешивы на мировую культуру и мировой иудаизм, — говорит научный сотрудник Воложинского краеведческого музея.
В качестве «рассказчиков» — музейные предметы, редкие печатные издания еврейского поэта Хаима Бялика, востоковеда и гебраиста Авраама Гаркави, и других из Национальной библиотеки; Бердичевского и Бялика из фондов Воложинского краеведческого музея. Здесь же можно пролистать оцифрованные работы выпускников иешивы, почитать их биографию.
На втором этаже культурно-образовательного центра открыта выставка талитов конца 19 — начала 20 века, плюс представлены картины и репродукции картин известных художников.
Одно из самых священных мест Воложинской иешивы — Арон а-Кодеш, или ковчег для свитков Торы. Благодаря председателю совета директоров СЗАО «Серволюкс» Евгению Баскину оно не будет пустовать: в дар ешиботу бизнесмен передал уникальную Тору, которой более 100 лет.
— Для меня большая честь возвратить эту священную книгу в стены когда-то религиозного учебного заведения. История евреев на протяжении столетий связана с историей нашей страны, и то, что мы сегодня присутствуем на открытии Воложинской иешивы, стало возможным благодаря инициативе, энергии Александра Турчина, — сказал Евгений Баскин. — Он настолько был погружен в это дело и настолько искренне хотел сделать все хорошо. У него это получилось: мы видим фантастический музей, равных которому, на мой взгляд, в стране нет.
По случаю возвращения Торы в стены академии, раввин Витебской религиозной общины Малкиэль Горгодзе провел богослужение, после чего Евгений Баскин и Малкиэль Горгодзе помесили Тору в Арон а-Кодеш.
По окончании церемонии председатель Миноблисполкома Александр Турчин оставил запись в книге Почетных гостей — первую в истории обновленной Воложинской иешивы. Губернатор выразил уверенность, что музей будет пользоваться популярностью и принимать не только многочисленных туристов, но и всех, кто не равнодушен к истории страны.
— Я хотел бы также сказать спасибо всем, благодаря кому открытие иешивы стало возможным. Это действительно знаковое событие, — подчеркнул губернатор. — Я вспоминаю, когда впервые зашел сюда: состояние иешивы было не самое лучшее, но мы четко для себя понимали: надо что-то делать, чтобы сохранить историю нашей страны. Ведь еще 150-200 лет назад это было поистине масштабное учебное заведение. Здесь учились представители многих стран мира, становились известнейшими раввинами, да и не только раввинами, знаменитыми людьми во всем мире. То есть это был серьезный учебный центр в Беларуси, Восточной Европе.
По словам Александра Турчина, Воложин — это уникальное место:
— Через Беларусь шли все войны, которые только возможны и не возможны, и, к сожалению, у нас осталось не много таких памятников. Воложин — это очевидное исключение. Здесь есть иешива, костел, дворцово-парковый комплекс Тышкевичей. То есть как будто вот эта беда обошла район стороной и сохранились такие прекрасные объекты.
Иешива, обратил внимание глава Минщины, это только начало поэтапного, постепенного восстановления исторических жемчужин, которые станут местом притяжения туристов со всего мира.
— Воложин — это Беларусь в миниатюре, где есть иешива, костел, православная церковь. Это символизирует то, что в нашей стране люди разных конфессий всегда жили и выживали вместе, не воюя. То, что происходит у нас и сейчас. Поэтому так важно то, что делает государство для сохранения межконфессионального, да и просто мира; то, что делает наш Президент, когда вокруг такая, скажем, неспокойная обстановка, а мы все-таки открываем такие замечательные объекты.
Воложинская иешива — часть истории нашей страны, уверен председатель Миноблисполкома.
— Она была разная, но, тем не менее, без прошлого не бывает будущего. И одна из важнейших задач государства — сохранять свою историю, что мы и делаем, — сказал глава области.
Он еще раз обратил внимание: восстановление иешивы — это только начало большой работы.
— Мы сегодня сделали первый шаг, открыли иешиву, а дальше нужно ее наполнять. Это наша общая задача: от простых людей, до бизнесменов, политиков. Всех, кому есть что сюда принести, передать в дар как экспонат, — отметил руководитель центрального региона.
А вот первые подарки-сувениры получили почетные гости церемонии: им вручили по кусочку уникальной кирпичной кладки, которая была обнаружена при реставрации здания.
— Открытие такого объекта очень важно в плане сохранения культурного наследия, так как Воложинская иешива была одной из основных идишских иешив, — отметил временный поверенный в делах Государства Израиль в Республике Беларусь Цви Миркин. — Не секрет, что еврейская культура в этом регионе и идишская культура были практически уничтожены. И возрождение иешивы — это восстановление памяти о той культуре, которую хотели уничтожить. И я, как еврей, как потомок восточноевропейских евреев очень рад, что данное наследие сохраняется, и что сохранением этого наследия занимаются государственные власти. Это показывает, что власть понимает важность сохранения наследия, а историю евреев этого региона рассматривает как неотъемлемую часть истории страны.
По словам Цви Миркина, для него особенно важно, что возрождением реликвии занимался в первую очередь Миноблисполком.
— Я знал об этом проекте, были разговоры с аппаратом Александра Генриховича Турчина. И я действительно очень рад и благодарен, что власти взяли на себя эту задачу и создали музей из фактически разрушенного в свое время объекта. Тем, что в итоге получилось, я очень доволен, — заверил временный поверенный в делах Государства Израиль в Республике Беларусь.
Справка
Воложинская «Мать иешив» была открыта в 1803 году — как первое высшее духовное училище на территории Восточной Европы по подготовке раввинов. В конце 1870-х годов здесь обучалось около 300 студентов, а в конце 1880-х годов — более 400. Высокая репутация иешивы привлекала молодых евреев из других стран — Англии, Германии, Австрии и Северной Америки.
В академии обучались студенты, которые в будущем стали известными людьми с мировым именем. Среди них основатель религиозного течения в сионистском движении Шмуэль Могилевер; пионер возрождения иврита Элизер Бен Йегуда, израильский государственный и общественный деятель Шимон Гиманштэйн; известный историк Бенцион Динур, известный предприниматель и меценат Российской империи Вульф Высоцкий.
Во время войны здание иешивы было сильно повреждено: уцелели лишь ее стены. Со временем строение было восстановлено. В нем размещались столовая, ресторан. В 2000 году объект был передан Иудейскому религиозному объединению в Беларуси. Здание бывшей иешивы внесено в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, является объектом религиозного и познавательного туризма в Беларуси, входит в экскурсионные, туры выходного дня, а также является объектом паломничества евреев мира.