В белорусском Вишневе, где родился новоизбранный президент Израиля Шимон Перес, показывают место, где стоял его дом, и поят водой из колодца, откуда пил знаменитый земляк
Через 15 минут после избрания Переса президентом все мировые информагентства сообщили, что родился новый президент в «польском местечке Вишнево Воложинского района, ныне находящегося на территории Беларуси». Поскольку от Минска до Вишнева час езды на машине, мы тут же отправились в дорогу.
С начала 90-х Шимон Перес был в Беларуси четыре раза. Причем один раз в должности премьер-министра (высшее руководящее лицо Израиля). Каждый раз кроме родного Вишнева он обязательно заезжал в Воложин.
Здесь мы, как и Перес, в первую очередь идем к иешиве. Воложинская иешива 1806 года – первое высшее духовное училище на территории Восточной Европы. Иешива не в лучшем состоянии. Фасад (который виден с главной площади) старательно побелен, установлены роллеты. Все остальные стены обшарпанные, окна выбиты. А в 20 метрах от входа функционирует общественный туалет: две дырки «М» и «Ж», заслоненные перегородкой. Функционирует плохо, амбре распространяется далеко вокруг…
Иешива была закрыта царским правительством в 1896 году, но продолжала действовать до 1939. После войны здесь было кафе и кулинария. Несколько лет назад иешиву вернули евреям. Но восстановление идет ни шатко ни валко.
В свой последний приезд Шимон Перес привез с собой еврейскую молодежь из Израиля и США – специально поклониться Воложинской иешиве.
Общий снимок учеников польской и еврейской школ в 30-е гг.
«Я за Сёму очень рад!..»
– Тут у вас родился президент Израиля? – захожу я с вопросом на вишневскую почту.
– Это точно, – отвечают милые женщины за стойкой. – Даже по радио передали. Правда, сказали с ошибкой – «Вишнёво».
– А помните, как он приезжал?
– Эх, пускай бы еще приехал! – искренне надеются почтарки. – А то здание почты рушится, как весна – так мы тут в резиновых сапогах ходим… Да и дорогу, видать, поремонтировали бы – он же все-таки президент уже…
Переса тут знают все. Его приезды с кортежем и автоматчиками (в должности премьер-министра) и практически без охраны (как частное лицо) запомнились вишневцам надолго. Хотя удивить местных жителей мне все же удается. – Где тут дом Шимона Переса, который стал президентом Израиля? – интересуюсь у мирно загорающих на травке строителей.
– Стал все-таки?! – аж присвистнул один из них. – Ты глянь, ну молодец! От что значит – вишневский!
Правда, место дома рабочие указывают неточно (видимо, жара влияет), поэтому приходится уточнять у бабушки, ведущей по дороге велосипед.
– Што мне твой Ізраіль! У нас вунь рынак закрылі! – реагирует на корреспондента бабушка. – Санстанцыя сказала, што пыль ляціць – і закрылі. А нам рабі што хочаш…
Но место бабушка указывает точно.
Владимир Волков, сосед «места дома Переса», ровесник нового президента Израиля – ему тоже 83 года. Правда, учились они не вместе, ведь Перес ходил в еврейскую четырехклассную школу, а потом семья уехала в Палестину.
– Я очень рад за Сёму (в Вишневее Переса помнят как Семёна Перского), – признается Волков. – Хоть, к сожалению, никакой власти президент у них не имеет… Он когда приезжал, мы долго с ним беседовали, вспоминали Вишнево 30-х годов. Нашли место, где была синагога, сейчас там частный сад. Вспомнили, где был рынок (сейчас здесь магазин)… Потом я водил его на кладбище, ведь там лежат его дед и прадед.
И кладбище, и место синагоги Владимир Иванович показывает и нам. От синагоги остался фундамент и ступеньки. На кладбище стоит мемориал погибшим евреям – после визита Переса на это выделили 5000 долларов.
– А место, где стоял их дом, Сёма сам нашел, – замечает Волков. – Его легко вычислить относительно синагоги. Колодец их сохранился, он из него воды напился…
«Не время еще «шильду» вешать»
Сейчас в доме, выстроенном на этом месте (кстати, на старом фундаменте), живет молодая семья. Дома никого нет – все на работе. По пути от калитки к колодцу лежит пришедшая на обед корова и лениво отгоняет хвостом назойливых мух. К журналистам корова, видимо, привыкла: буренка встает, позирует на фоне колодца и ложится обратно в тень.
В этот момент из колодца начинает набирать воду Виталина Ивановна, хозяйка ближайшего дома.
– Смачная вада? – спрашиваю бабушку.
– А то ж! – откликается она. – Прыемна піць з калодежа, на якім такі чалавек выгадаваўся!..
Пью воду и я – это в Вишневе обязательный аттракцион.
– Я ему еще во время приезда предлагал шильду на доме повесить! – говорит Волков. – Так Сёма сказал тогда: «Не время ещё».
Напоследок Владимир Волков выдает свой козырь – фотографии 30-х годов, где есть он сам и, скорее всего, маленький Шимон Перес. Это общий снимок учеников польской и еврейской школ.
– Напечатайте в газете, – просит Владимир Иванович. – Сёма увидит и точно себя узнает.
Напоследок мы едем на ближайшую от Вишнева железнодорожную станцию Богданов. Здесь сохранился вокзал, откуда в далёком 1934 году уезжал с семьей в Палестину маленький Сёма Перский, ныне президент Израиля Шимон Перес.
КСТАТИ
Беларусь дала Израилю трех президентов
Шимон Перес – уже третий уроженец Беларуси, который становится президентом Израиля. Первым президентом этой страны был Хаим Вейцман, который родился в местечке Мотоль (сейчас это Ивановский район Брестской области). В 60-е годы Израиль возглавлял Залман Шазар из-под Столбцов. Кстати, Столбцовский и Воложинский районы граничат. Так что два человека из практически соседних белорусских деревень умудрились в разное время стать президентами Израиля.
Предки бывшего премьер-министра Израиля Ариеля Шарона тоже из Беларуси. И Голда Мейер, создательница израильской военной разведки «Сохнут», провела детские годы в Пинске.
А если говорить о президентах, то наша земля еще дала миру первого президента Гавайских островов Николая Судзиловского, который родился и вырос в Могилеве.
Глеб ЛОБОДЕНКО
Солодуха и Лукашенко выступят на «Дожинках» в Воложине?
Певец Александр Солодуха поделился информацией о том, что Александр Лукашенко намерен посетить Воложин. 21 сентября в городе состоятся областные "Дожинки".
Читать