Известный миллиардер Кирк Керкорян стал третьим крупнейшим совладельцем американского концерна Ford, выкупив 5,6% акций. Семья Фордов, которая до сих пор владеет и управляет компанией, беспокоится, что новый владелец может помешать их плану вывода концерна из тяжелого кризиса. Основания для этого действительно есть. Когда Керкорян был в числе крупнейших владельцев двух других производителей “Детройтской тройки” – General Motors и Chrysler, он активно вмешивался в их деятельность.
Инвесткомпания девяностолетнего Кирка Керкоряна Tracinda, названная в честь его дочерей Трейси и Линды, сообщила, что еще со 2 апреля начала скупать акции Ford (сначала были приобретены 100 млн акций, затем проведена оферта на выкуп еще 20 млн акций). В итоге доля Керкоряна в концерне Ford достигла 5,6% акций, за которые миллиардеру пришлось выложить $861 млн. Компания станет третьим портфельным инвестором Ford после фондов Wellington Management (7,53%) и Brandes Investment Partners (7,35%).
Загадочная покупка
Пока не совсем ясно, что именно привлекло Керкоряна, заработавшего $18 млрд (личное состояние, по оценке Forbes) на инвестсделках, в убыточном концерне Ford: или он верит в серьезный рост компании, либо хочет лично принять участие в реструктуризации производителя.
Ford принадлежит наследникам Генри Форда уже в пятом поколении. Они единодушны в своем намерении сохранить семейную компанию, несмотря на то, что последнее десятилетие концерн приносил одни убытки (в 2006 году убыток компании составил астрономические $12,7 млрд). За это время Форды серьезно обеднели. Если в 1999 году контролирующие семьей акции стоили более $2 млрд, то сегодня в три с половиной раза дешевле – всего $580 млн. Безвозвратно ушло то время, когда члены семьи получали ежегодные дивиденты в $130 млн (это было аж в 1998 году).
Совсем недавно – в прошлом году – в семье Форда шла напряженная дискуссия. Кризис автогиганта подтолкнул прогрессивно настроенных представителей семейства Фордов пойти на крайние меры – согласится на предложения аналитиков Уолл-Стрит продать часть акций контрольного пакета. Однако наследники Ford показали свое твердое единство: они не стали разбазаривать компанию, а составили план реструктуризации. Один за одним были проданы премиальные марки концерна: Aston Martin, Jaguar и Land Rover. Форды решили сосредоточится на развитии главного бренда – Ford.
Третий – лишний
Появление третьего крупнейшего акционера в компании также станет испытанием для членов семьи Форд. Кирк Керкорян не просто инвестирует в автомобильные компании, он, как правило, сажает своего человека в совет директоров, чтобы активно участвовать в управлении компанией. Так было с его первым автомобильным активом – Chrysler. Именно под давлением Керкоряна в 1990-х годах произошло слияние Chrysler с немецким Daimler-Benz. После объединения Керкорян остался недоволен конвертацией акций и предъявил объединенному немецко-американскому концерну DaimlerChrysler иск на $1 млрд. Серия судебных разбирательств, закончившаяся не в пользу Керкоряна, не отбила желание миллиардера охотиться на автопроизводителей.
Два года назад Керкорян, став крупнейшим частным совладельцем General Motors (собрал почти 10% акций концерна), долгое время оказывал жесткое давление на управление предприятием. В совет директоров он поставил своего советника Джерома Йорка. Именно Керкоряну принадлежала идея объединения GM с японско-французским концерном Nissan-Renault. Таким способом он надеялся вывести GM из тяжелого кризиса. Но против объединения выступало руководство GM, которое считало, что в состоянии самостоятельно с этим справится. Когда GM и Nissan-Renault прекратили переговоры о слиянии, инвесткомпания Tracinda (принадлежит Керкоряну) выступила с резкой критикой срыва переговоров. Представитель Кирка Керкоряна в совете директоров GM Джером Йорк в знак протеста покинул свой пост. В конце 2006 года Керкорян признал свое поражение в борьбе с руководством концерна, продав все свои акции GM.
В прошлом году Керкоряна во второй раз решил приобрести Chrysler. Он предлагал DaimlerChrysler $4,5 млрд за актив, однако потерпел неудачу. Chrysler достался инвестхолдингу Cerberus Capital Management.
Что наша жизнь – игра
Простора для действий в Ford у Керкоряна меньше. Американский концерн уже успел распродать большую часть своих непрофильных активов, в частности премиальные бренды Aston Martin, Jaguar и Land Rover. Оставшиеся (марки Volvo и Blue Oval) были заложены еще в 2006 году под заем $23,5 млрд. Даже если Ford продаст неэффективный актив Volvo, то на вырученные средства придется погасить задолженность.
Вчера 25 членов семьи Форд обсуждали приход Керкоряна в компанию. Источники Forbes говорят, что некоторые из них обеспокоены тем, что известный миллиардер не успокоится простым инвестированием и станет вмешиваться в дела компании, продвигать собственные идеи реструктуризации.
Фордов устраивает существующий план вывода компании из кризиса, который составил президент Ford Алан Маллели (Alan Mulally). Уже есть первые положительные результаты. В этом году Ford удивил аналитиков, показав в первом квартале хоть и скромную, но прибыль в $100 млн. Это первая прибыль концерна за последние десять лет. Расходы компании сократились за этот период на $1,7 млрд, в частности на $1,2 млрд в Северной Америке, главным образом за счет сокращения рабочей силы и закрытия завода. По словам Маллели, несмотря на сложные экономические условия, Ford планирует стать прибыльным к 2009 году. Компания продолжит сокращать рабочие места и закрывать заводы там, где будет необходимость.
Dodge перевернулся на трассе M6 в Воложинском районе
Недалеко от агрогородка Першаи Воложинского района на трассе M6 вечером 6 октября перевернулся легковой автомобиль Dodge.
Читать