В четверг исполняется 50 лет со дня запуска первого в мире искусственного спутника Земли. Участники и очевидцы этого эпохального события вспоминают о прорыве СССР в космос и раскрывают малоизвестные подробности случившегося.
По словам Сергея Хрущева, сына советского лидера, в СССР поняли всю значимость сделанного только через несколько дней, когда весь мир принялся аплодировать нашей стране, а главного конструктора Нобелевский комитет пожелал выдвинуть на получение премии.
Первый спутник запускался в спешном порядке – американцы готовились запустить свой первый космический аппарат в 1958 году. В Москве подозревали, что это может случиться и раньше – КГБ не удалось добыть точных разведданных. Спутник, который должен был нести на борту научную аппаратуру, не успел бы выйти на орбиту раньше американского. Поэтому почти “на коленке”, в рекордные сроки изготовили относительно простой аппарат. Конструкторский коллектив возглавлял академик Сергей Павлович Королев.
Его имя держали в секрете. Строго говоря, в этом не было необходимости, вспоминает в интервью газете “Ведомости” старший научный сотрудник Института международных исследований им. Томаса Уотсона при университете Брауна, гражданин США Сергей Никитич Хрущев. Но, как объяснил ему председатель КГБ, у нашего потенциального противника ресурсы ограничены, так пусть он потратит их на выяснение тех секретов, которые на самом-то деле в тайне держать незачем, отвлекаясь от выведывания наших подлинных тайн.
Сергей Никитич вспомнил, как его отец, глава советского государства Никита Сергеевич Хрущев, получил весть о запуске спутника. Хрущев находился в это время на Украине, обсуждая вопрос о смещении могущественного маршала Жукова с поста министра обороны, подозревая его в наполеоновских амбициях. В день запуска Хрущев ужинал с руководителями Украинской ССР. Около полуночи, вспоминает Сергей Никитич, отворилась дверь и секретарь пригласила Никиту Сергеевича к телефону. Он вернулся улыбающимся: с полигона Тюратам (будущего космодрома Байконур) звонил Королев: спутник запущен успешно.
Для всего мира известие о запуске нашего спутника было неожиданностью. Все рассчитывали, что первым свой спутник запустят США. А в главной советской газете “Правда” сообщение о запуске спутника было скромным – на него отвели столько же места, сколько и сообщению о визите в Югославию попавшего в опалу маршала Жукова.
Нобелевский комитет попросил выдать имя главного конструктора, чтобы присвоить ему премию. Хрущев задумался – ведь если назвать Королева и выдвинуть его на Нобелевскую премию, обидятся его подчиненные, работавшие вместе с ним. В результате Хрущев ответил: он не может выделить кого-то одного – над спутником работал весь советский народ. В результате Королев хотя и обиделся, но сдержал обиду. Однако и конструкторы почувствовали себя униженными, т.к. чувствовали, что Сергея Павловича все же выделяют среди остальных.
Первым взбунтовался конструктор ракетных двигателей Валентин Глушко, чей жидкостной двигатель РД-170 используется в российских и некоторых американских ракетах. Однажды он заявил: “Мой двигатель мог бы послать в космос любой кусок металла”. Королеву это не могло понравиться – после успеха спутника он не считал Глушко равным себе, говорит Хрущев-младший. Хотя спор замяли, неприязнь осталась, и Хрущев так и не смог помирить конструкторов. Сергей Никитич считает, что проигрыш лунной гонки американцам состоит в ухудшении качества работы Глушко, который предложил свои услуги соперникам Королева, академикам Янгелю и Челомею, но по приказу властей продолжал конструировать двигатели для Королева.
К тому же, добавляет обозреватель агентства Associated Press, полетами на Луну Хрущев не интересовался. При Брежневе лунная программа не достигла успеха не только из-за противостояния между конструкторами, но и по причине недостатка выделенных на нее средств. Ракетный инженер и космонавт Георгий Гречко заявил в интервью AP, что мы в любом случае не оказались бы первыми на Луне, потому что наша электронная промышленность отставала.
“Простейший спутник”: история успеха
Впрочем, сначала нужно было вырваться вперед в области ракетной техники. Академик Борис Евсеевич Черток вспоминает в интервью Газете Gzt.ru: разгромив в 1945 году Германию, американцы выяснили, что в области производства ракет дальнего действия отстают от немцев примерно на пять лет, или на 20 млрд долларов (в нынешних ценах – около 100 млрд долларов). Но не только американцы захватывали в побежденной Германии уцелевшее оборудование и специалистов, работавших над ракетной программой фашистов. Советские офицеры порой шли впереди наступающих войск, чтобы перехватывать и спасать от разрушения заводы по производству знаменитых ракет “Фау-2” и других разработок. Изготовление ракет силами советских и немецких специалистов было налажено сначала в самой Германии – перевозить всё в разрушенный войной Советский Союз до восстановления страны было бы слишком хлопотно. Академик Черток вспоминает о столкновении с бегущими на запад массами немецких солдат и о том, как в мае 1945 года ему посчастливилось расписаться на рейхстаге.
“Таким образом, мы только в 1948 году создали такую ракету, которой немцы обстреливали Лондон в 1944-м”, – подытоживает академик Черток усилия по развитию ракетных технологий. Но как смогла истощенная войной страна опередить американцев в космосе? Дело в том, объясняет Черток, что, чувствуя угрозу ядерного нападения со стороны США, мы готовили ответный удар. Для этого была разработана ракета Р-7, способная донести водородную бомбу до американской территории. Но испытания показали: ракета хоть и может пролететь нужное расстояние, но боеголовка сгорает в плотных слоях атмосферы.
Тем временем накануне Международного года геофизики было решено опередить американцев, которые планировали запустить первый в мире искусственный спутник земли, гордо названный Vanguard (“Авангард”). Наш же спутник назывался “Простейший спутник” ПС-1 – и опередил “Авангард”. При этом Королев отказался установить на нем какое-либо научное оборудование, иначе, боялся он, из-за того, что мы потратим на это какое-то время, американцы нас опередят. Все, что содержал в себе этот тщательно отполированный (чтобы не перегреваться на солнце) шарик с четырьмя антеннами – это два радиопередатчика, которые и позволяли радиолюбителям Земли услышать знаменитые позывные “бип-бип”. Сам спутник в небе не был виден – размер не позволял. Если кто-то и находил в небе блестящий объект искусственного происхождения, то это была вторая ступень ракеты-носителя, доставившая спутник на орбиту, “которая была такой большой бандурой, отражающей достаточное количество солнечного света, чтобы можно было простым глазом, даже без бинокля, наблюдать ее как искусственную звездочку”, – вспоминает академик Черток.
NEWSRU
Белоруска победила в конкурсе «Миссис Вселенная — 2024»
Белоруска Наталья Дорошко завоевала титул победительницы конкурса красоты «Миссис Вселенная — 2024», сообщают организаторы в социальных сетях.
Читать