Конгресс США обнародовал суммы, вырученные государствами в результате экспорта вооружений. Судя по этим данным, Беларусь с 1998-го по 2005 год продала оружия примерно на 1,5 миллиарда долларов. Таким образом, наша страна оказалась на 11-м месте в мировом рейтинге. Что это: белорусское оружейное чудо или распродажа советского наследства?
Шведский эксперт по странам бывшего Варшавского Договора Симон Вецеман назвал Беларусь одним из самых таинственных субъектов в сфере торговли оружием. “Все это делается настолько безответственно, что даже невозможно понять как”, — констатировал эксперт. Согласно данным конгресса США, с 1998-го по 2001 год Беларусь заработала на экспорте вооружений 1 миллиард долларов, а каждый следующий год — еще по 100 миллионов. Однако точно отследить, сколько Беларусь выручила за военные поставки, сложно.
Экспорт вооружений — одна из самых закрытых сфер экономики любой страны. Как известно, с 1996 года все деньги от продажи оружия попадают в специальный президентский фонд, а не в бюджет. Это дает основание сомневаться в точности данных. Как заявил “Ежедневнику” замглавы парламентской комиссии по международным делам и связям с СНГ Сергей Костян, рейтинг конгресса — “провокация Госдепа и ЦРУ США”.
Тем не менее, учитывая, что ранее Беларусь входила в десятку лидеров, налицо явный спад. В интервью “Е” политолог Андрей Федоров объяснил это истощением советских запасов: “У нас действительно оставалось колоссальное количество оружия после распада СССР. Согласно договору об обычном вооружении в Европе нам пришлось уничтожить больше техники, чем США, Великобритании и Франции вместе взятым. И даже после этого только танков у нас осталось 1800 единиц, что в несколько раз больше, чем, например, в Польше…
Сейчас мы продаем больше по мелочам. Кроме того, есть военная кооперация с Россией. Я здесь даже не имею в виду сведения о том, что якобы Россия через нас продает оружие в горячие точки. Просто мы покупаем у нее определенную технику, модернизируем и перепродаем. В целом же с годами мы будем опускаться в рейтинге все ниже. Так как 80, а то и 90 процентов этого “торгового успеха” заслуга не наша, а советского наследства”.
Однако дело даже не столько в уменьшении запасов, сколько в их все большем моральном устаревании. Рынок вооружений развивается весьма быстро. Проблема — не в том, где купить, а в том, кому продать. Главный белорусский экспортер госкомпания “Белтехэкспорт” по-прежнему предлагает к поставке различные виды самолетов, вертолетов, танков, техники ПВО и так далее. Но конкурировать с США, Россией, Францией и даже Украиной становится все труднее.
Например, Китай недавно купил у России еще один зенитно-ракетный комплекс противовоздушной обороны С-300ПМУ. Сделка, согласно источникам, равнялась 1 миллиарду долларов. Кроме самолетов техника может перехватывать стратегическое баллистическое оружие. Россия начала производство этого усовершенствованного комплекса только в текущем году, и даже ее собственная армия его еще не использует.
Беларусь также пытается сменить структуру военного экспорта. Сейчас все больший упор делается на военной электронике, электронных и электронно-оптических системах наведения и прицеливания, микросхемах для модернизации систем противовоздушной обороны, а также на товары двойного назначения, которые могут использоваться в военных целях. Однако, как отмечает начальник управления маркетинга и рекламы компании “Белтехэкспорт” Вячеслав Шейда, выпав из десятки лидеров продаж, главное — удержаться в двадцатке. Поэтому Беларуси все чаще остается ориентироваться на бедные страны Африки и Латинской Америки. А следовательно, играть на грани фола, поставляя свое оружие в горячие или тлеющие точки типа Судан или Кот-д’Ивуар. То есть страны, которые крупные экспортеры обходят своим вниманием, в том числе чтобы не спровоцировать военный конфликт. Впрочем, моральная сторона дела, когда речь идет о больших деньгах, всегда слабо принималась в расчет. “В мире всего 550 миллионов стволов оружия — в среднем у каждого двенадцатого человека. И моя задача — вооружить остальные одиннадцать”. Фраза из кинофильма “Оружейный барон” выражает суть этого самого закрытого и самого прибыльного бизнеса, причем не важно, кто является торговцем: частное лицо или государство.
Информация по делу
В начале 2006 года Белорусский военный суд в закрытом режиме рассмотрел уголовное дело по обвинению директора “Беларусинторга” Виктора Громика. Как выяснилось в суде, “Беларусинторг” занимался торговлей оружием, а сам В.Громик завышал сумму оружейных контрактов и брал себе откат, который затем переводился на счета оффшорных фирм в иностранных банках. Общая сумма хищений составила около 300 тыс. долларов. В настоящее время Военная прокуратура продолжает расследование по делу фирмы “Беларусинторг”. Самое удивительное, что ни соседи по офису “Беларусинторга”, ни друзья Громика даже не подозревали, чем он реально занимается. Все думали, что торгует медтехникой.
Ежедневник
Репортаж БЕЛТА: Как Воложин подготовился к “Дажынкам”
В городе Воложин 21 сентября Минская область будет чествовать тружеников села. К большому празднику хлеборобов в райцентре готовились весь год.
Читать