Внимание спецслужб и милиции к активистам белорусской оппозиции, ее “разработка” — это константа политической жизни в нашей стране. В последние недели, например, проблемы возникли у белорусских левых: приостановлена деятельность Партии коммунистов Белорусской, то же самое угрожает женской партии “Надзея”, Министерство юстиции отказало в регистрации Союзу левых сил, учредительницами которого являются названные партии.
Задачу нейтрализации этих политических сил власти, судя по всему, намерены выполнить любым способом. Включая мелкие формальные претензии. Так, причиной отказа в регистрации Союза левых сил, например, стали грамматические ошибки и опечатки в поданных в Министерство юстиции документах. Мол, они сфальсифицированы.
С одной стороны, это выглядит как бюрократический анекдот, а с другой, зная о тенденциозной придирчивости государственных органов, оппозиции стоит просто-напросто быть аккуратнее. Причем ляпы — то большие, то маленькие — происходят регулярно. Во время избирательных компаний оппозиционные кандидаты часто отсеиваются из-за банальных погрешностей при составлении документов. До сих пор помнится и то, как команда Александра Милинкевича на выборах-2006 забыла отправить в государственные газеты его программу, то есть упустила редкий случай гарантированного доступа к подконтрольной властям прессе!
Конечно, если Минюст получил определенную установку, то, как считают в оппозиции, он ее выполнит, однако демократы хотя бы для очистки совести и ради имиджа профессионалов и солидных политиков должны действовать без банальных школярских промашек.
Что касается политических мотивов властей, то левые — это прямые конкуренты социалиста по духу Александра Лукашенко. В их подходах к социально-экономическим вопросам много общего, расхождения скорее в плане понимания демократии.
Для властей любое объединение оппозиции опасно, тем более что сейчас формируется не пестрая коалиция, которая не раз создавалась и распадалась, а идейно сплоченный альянс левых сил. К тому же — претендующий на президентский электорат.
Причем этот процесс происходит в период трансформации белорусской социально-экономической модели. Она сама по себе, когда кругом рынок, требует модернизации, а тут еще энергоресурсы подорожали. Власти вынуждены пойти на некоторую экономическую либерализацию, принимая непопулярные решения в отношении населения. Например, таковым является сокращение социальных льгот. Левофланговая оппозиция может усилиться, эксплуатируя недовольство народа.
Именно так объясняют нежелание властей регистрировать Союз левых сил партии, которые являются его учредительницами: женская партия “Надзея”, оппозиционные коммунисты, социал-демократы Александра Козулина. А секретарь Центрального комитета Партии коммунистов Белорусской Елена Скриган считает, что и провластную организацию “Белая Русь” стали создавать с целью противодействия левым оппозиционным силам.
Что касается приостановления деятельности ПКБ, то ее лидер Сергей Калякин заявляет: “У нас много людей, чьи стойкость и опыт служат залогом того, что через полгода партия вернется к активной деятельности окрепшей. Наши идеи станут еще привлекательнее для народа, потому что к тому времени экономическая и нравственная несостоятельность режима станет еще очевиднее”.
Наконец, в 2008 году в Беларуси пройдут парламентские выборы, в преддверии которых для властей крайне нежелательно появление свежего оппозиционного бренда, под которым будет разворачиваться покушение на президентский электорат.
Немаловажен тот факт, что ядро левых — коммунисты. В оппозиции это — самая пророссийская сила. Масла в огонь тревог власти подливают слухи и информационные вбросы в СМИ о том, что якобы именно на Сергея Калякина, который должен стать лидером Союза левых сил, Кремль сделал ставку как на альтернативу Лукашенко. Поговаривают, что ПКБ уже стала самой мощной партией Беларуси в финансовом плане.
То, что белорусские власти чинят препятствия Партии коммунистов Белорусской и не дают легализоваться Союзу левых сил, может быть реакцией на такой политический выбор Москвы. Хотя это, скорее, не выбор, а тактическое психологическое давление на белорусское руководство и креатурный зондаж.
Российский политический обозреватель Вадим Дубнов на Радио “Свобода” высказал мнение, что теперешний конфликт между Минском и Москвой не отразится серьезно на внутриполитической ситуации в Беларуси: “Лукашенко продолжает выбивать почву из-под ног демократической оппозиции. Что ей остается? Оппонировать Лукашенко в его антироссийской риторике? Это было бы удивительно для оппозиции. Она пробует это делать, но получается неуклюже. Здесь она может только проиграть. Соглашаться с Лукашенко и поддерживать его в его суверенных настроениях? Это тоже бессмысленно и бесполезно. Что касается сил, для которых была бы органичной линия на продолжение интеграции с Россией, тех же самых коммунистов, то оппозиционные коммунисты на это единолично не пойдут, а если и пойдут, то будут слишком слабы”.
Впрочем, никаких пророссийских телодвижений в качестве альтернативного Лукашенко политика Калякин и не делает. К этому, надо отметить, не располагает и ситуация. Если у Москвы действительно есть план поменять в Беларуси власть, то это будет не блицкриг, а осторожное ослабление белорусской экономики, а следовательно, и позиций Лукашенко, с параллельным взятием ее под свой контроль.
Павел КИРИЛЛОВ
Лукашенко призвал готовиться к войне
Беларуси необходимо готовиться к войне, чтобы ее избежать. Об этом заявил Александр Лукашенко в ходе визита на Обуз-Лесновский полигон. «Старая формула: хочешь мира — готовься к войне. Еще раз хочу подчеркнуть...
Читать