Белорусские социал-демократы по частоте объединительных инициатив легко дадут фору любым другим структурам и партиям демократического направления. Правда, чаще всего, особенно в последние годы, попытки социал-демократов стать под единые знамена приводили к совершенно противоположному итогу — расколу и появлению новой партии.
До более-менее логического конца было доведено лишь создание Союза левых сил, куда вошли Партия коммунистов Белорусская, БСДП (Грамада) и женская партия “Надзея”. Впрочем, Минюст ожидаемо союз партий не зарегистрировал.
Новую попытку объединить социал-демократов намерены предпринять соратники по депутатской группе “Республика” в Палате представителей второго созыва Валерий Фролов и Сергей Скребец. И хотя ныне политики входят в разные партии (Фролов руководит Минской городской организацией козулинской БСДП, а Скребец имеет ту же должность в Грамаде Шушкевича), задачи перед собой они ставят схожие.
На совместном заседании своих партийных структур, прошедшем 1 сентября (хотя, как поговаривают, никакого заседания и не было), было принято обращение к руководителям своих партий с “требованием начать объединительный процесс социал-демократов Беларуси”. К этому процессу Фролов и Скребец приглашают присоединиться и Николая Статкевича, возглавляющего сейчас оргкомитет по созданию Белорусской социал-демократической партии (Народная грамада).
Как рассказал “Белорусским новостям” Сергей Скребец, предложив социал-демократам объединиться, инициаторы заявления лишь озвучили настроения, царящие среди рядовых партийцев. Хотя и лидеры социал-демократических партий против объединения, в принципе, не возражают.
“Я разговаривал на эту тему с Козулиным, когда мы вместе сидели, со Статкевичем, Шушкевичем — никто не против выработать единую совместную объединительную линию”, — говорит Сергей Скребец.
По его словам, одна из главных задача объединения — создание такой мощной структуры, которая бы имела вес не только на внутреннем политическом поле, но и адекватно бы воспринималась на международной арене.
Международное социал-демократическое движение сегодня по отношению к своим белорусским коллегам пребывает в, так сказать, некоторой растерянности — какую из белорусских социал-демократических партий считать своими партнерами? После объединения, по мнению Скребца, этот вопрос отпадет сам собой, и белорусские партии смогут активно начать работу в Социалистическом интернационале. “Ведь Социнтерн и создан для поддержки таких партий, как наши, существующих в полуподпольном режиме”, — говорит Сергей Скребец.
Впрочем, инициаторы объединения отдают себе отчет в том, что большинство разногласий в социал-демократической среде имеют персонифицированный характер. Например, Николай Статкевич, оставшийся в конце 2004 года в результате так называемого “бунта заместителей” за бортом легальной партийной жизни, намерение объединить социал-демократов приветствует, но при этом говорит, что “с определенными лицами” за стол переговоров не сядет.
“Намерения Скребца и Фролова позитивны, и я их приветствую, но не считаю, что они приведут к реальному объединению. Я и сам не раз, еще начиная с 1994 года, выступал с подобными предложениями, — сказал Николай Статкевич в интервью “Белорусским новостям”. — Все разногласия и несовместимости могут быть преодолены, но опыт говорит, что самые большие разногласия существуют на уровне руководства партий. Найдется тысяча причин, по которым дело не сдвинется”.
Как говорит Николай Статкевич, в социал-демократическом движении Сергей Скребец и Валерий Фролов относительно недавно и ими еще движут некие идеалистические устремления. Впрочем, отмечает Статкевич, “политика в наших условиях без доли романтизма и идеализма невозможна”.
На не самый позитивный объединительный опыт ссылается и и.о. председателя Белорусской социал-демократической партии (Грамада) Анатолий Левкович. “Тема объединения социал-демократов — давняя истории. Эта тема поднималась и мной, а затем и Козулиным. Была уже не одна попытка, но вместо объединения получалось разъединение, что несколько настораживает”, — сказал Анатолий Левкович в интервью “Белорусским новостям”.
К тому же, обращает внимание Анатолий Левкович, власть наверняка будет делать все, чтобы такого объединения не произошло. “Сегодня мы играем не электоральном поле Лукашенко, так как он — и по своей фразеологии, и по своему популизму — типичный социал-демократ, — говорит и.о. председателя БСДП. — К тому же, за последнее время власть не зарегистрировала ни одной новой партии. И ее философия понятна. А тут еще получила предупреждение Белорусская социал-демократическая Грамада. Партия вообще может исчезнуть. Так что надо подождать, ведь лечить насморк, когда рубят голову, непродуктивно”.
В целом, по мнению Анатолия Левковича, заявление Фролова и Скребца не то, чтобы поспешно, но не подготовлено. Непонятен ему и механизм возможного объединения.
На этот счет Сергей Скребец говорит, что у социал-демократического движения сегодня есть всего два пути: либо дальнейшее дробление, либо объединение. И если лидеры социал-демократического движения согласятся хотя бы встретиться и обсудить такую возможность, если хотя бы просто “выпустят пар”, то это уже “было бы немало”. Вопрос о том, кто будет самым главным, сегодня не поднимается, говорит Сергей Скребец: “Да, лидеры имеют личные претензии друг к другу, но это не должно помешать объединению”.
“Нам всем необходимо идти вместе до первых демократических выборов, а там время покажет — нужна одна партия или десять”, — говорит Сергей Скребец.
Александр ЗАЙЦЕВ
Лукашенко призвал готовиться к войне
Беларуси необходимо готовиться к войне, чтобы ее избежать. Об этом заявил Александр Лукашенко в ходе визита на Обуз-Лесновский полигон. «Старая формула: хочешь мира — готовься к войне. Еще раз хочу подчеркнуть...
Читать