Вчера Москва заявила об отсутствии планов по размещению ядерного оружия в Беларуси. Прозвучавшие накануне слова главы российской дипмиссии Александра Сурикова о возможности обсуждения с Беларусью перспектив размещения военных объектов, “имеющих отношение к ядерному оружию”, были неверно интерпретированы СМИ, утверждают в российском посольстве.
“У России действительно нет никаких планов по размещению ядерного оружия на белорусской территории. Мы знаем, что Беларусь имеет безъядерный статус”, – сказал “Времени новостей” пресс-атташе диппредставительства Александр Фролов. По его словам, на самом деле “речь идет о том, что в случае размещения элементов американской системы ПРО и возникновения новых угроз России и ее союзнице Беларуси будут приняты адекватные ответные меры”. Представитель посольства заметил, что характер таких мер “подскажут компетентные эксперты, а решение примет высшее политическое руководство государств”.
Представитель белорусского МИДа Мария Ваньшина напомнила “ВН”, что у сторон достаточно высокая степень интеграции, в том числе в военной сфере, и что на белорусской территории размещены российские военные объекты. Это Ганцевичская радиолокационная станция системы предупреждения о ракетном нападении и расположенная вблизи города Вилейка станция связи с подводными лодками. “Что касается размещения объектов, имеющих отношение к ядерному оружию, то этот вопрос пока не обсуждается. Жизнь покажет, будет ли такое обсуждение”, – сказала г-жа Ваньшина.
Бывший спикер белорусского парламента Станислав Шушкевич, номинированный в этом году на Нобелевскую премию мира как инициатор вывода из Беларуси ядерного оружия в середине 1990-х, назвал заявления о возможности его возврата “политическим пробным шаром”. В то же время в беседе с “ВН” г-н Шушкевич высказал опасения, что в случае необходимости Москва может добиться от Минска согласия на размещение ядерного оружия. “Минск способен пойти на такой шаг, чтобы выиграть по ценам на газ или нефть. Конечно, при этом он постарается выставить максимально высокую цену”, – сказал наш собеседник.
Вероятность такого сценария не исключает и бывший глава минобороны Беларуси Павел Козловский. В то же время в беседе с “ВН” он отметил, что “ядерное оружие сложно содержать и обслуживать. Для этого необходима инфраструктура, которая была уничтожена при его выводе”. “Нам не нужно ядерное оружие. Страна, которая им обладает, является первой целью в случае конфликта. Да и само по себе такое оружие представляет опасность”, – уверен г-н Козловский.
Независимый политолог Александр Класковский напомнил “ВН”, что для размещения ядерного оружия есть юридические препятствия, поскольку безъядерный статус Беларуси прописан в Конституции: “Поменять основной закон можно только на референдуме. Но значительная часть электората может резко отрицательно отреагировать на вынесение такого вопроса”. По мнению лидера оппозиционной Объединенной гражданской партии Анатолия Лебедько, “если возникнет такой вопрос, это может дать дополнительные козыри оппонентам власти”.
Александр Класковский считает, что высказывания сторон о перспективах размещения ядерного оружия были “рассчитаны в первую очередь на западную публику”. Наш собеседник напомнил, что, несмотря на длительную проработку вопроса, Москва и Минск до сих пор не создали единую систему ПВО: “Это свидетельствует о разногласиях, об отсутствии доверия, а значит, и об отсутствии почвы для переговоров по такому опасному вопросу, как размещение ядерного оружия. Военный союз начал превращаться в миф вслед за политическим”.
Ольга ТОМАШЕВСКАЯ Время новостей
Лукашенко призвал готовиться к войне
Беларуси необходимо готовиться к войне, чтобы ее избежать. Об этом заявил Александр Лукашенко в ходе визита на Обуз-Лесновский полигон. «Старая формула: хочешь мира — готовься к войне. Еще раз хочу подчеркнуть...
Читать