И просится на Запад.
Похоже, президент Белоруссии сказал все, что действительно думает о России. Обиженный Батька дал скандальное интервью немецкому политологу Александру Рару, в котором «наехал» на своего восточного соседа и признался в любви к Евросоюзу. Мы печатаем фрагменты из этого интервью.
Я не диктатор
— Я самый открытый президент в мире, я не люблю пиар и не разрешаю себя «раскручивать», фотографируя в костюмах для спортивных единоборств. На Западе обо мне превратное мнение. Возможно, в каких-то высказываниях мне стоило быть сдержаннее. Президент страны, у которой нет ядерного оружия и которая находится в экономической зависимости от других, не может быть диктатором. В то же время мы не проводили бездумной приватизации, у нас меньше бедных, чем в России.
— Не сблизил ли Белоруссию и Запад конфликт с Россией?
— Запад понял: завтра Россия может перекрыть кран и ему… Господь Бог наделил Россию ресурсами. Сегодня она использует эти ресурсы как рычаг давления в мировой политике.
Кремль душит братьев
— В России разыгрывается комедия. После того как российская общественность задалась вопросом, почему Кремль задушил своих славянских братьев, Путину таким образом пришлось оправдываться перед собственным населением…
Российское правительство собиралось продавать нам газ по цене 200 долларов за тысячу кубометров — за ту же цену, что и Германии… Со стороны России это был примитивный, но опрометчивый расчет! Никто никогда в Белоруссии не будет покупать российский газ за 200 долларов! Дальше: Россия потребовала от нас за нефть гораздо больше, чем она стоит на мировом рынке. Русские ввели свою экспортную пошлину, мы следом подняли транзитную пошлину. Ведь мы можем покупать себе нефть и в другом месте, причем дешевле. Нам не нужно российское сырье. Где те миллиарды долларов, которыми Россия якобы субсидирует нашу экономику? Своим поведением Россия поломала наш таможенный союз. Мы примем контрмеры и будем требовать земельный налог за транзит российских энергоносителей…
Честнее, чем Путин?
— Существует версия, что Путин стремится к объединению с Белоруссией, чтобы остаться на третий срок?
— Об этом я слышал от других людей, но не от Путина. Если он таким способом хочет оставаться у власти, ему следовало бы сказать мне об этом открыто, как мужчина мужчине. Я сам выбрал более честный способ и спросил на референдуме свой народ, имею ли я право управлять страной дальше, так как по старой конституции время моего правления истекло. 90% людей меня поддержали, и я стал президентом в третий раз. Однако я никогда не соглашусь на поглощение Россией Белоруссии. Не для того я в свое время был избран первым президентом, чтобы убрать мою страну с географической карты Европы.
Рубль не хотим. А вот евро…
— В Москве стали навязывать нам рубль как общую валюту. Мы видим в этом коварный замысел отобрать нашу независимость окольным путем. Но мы не хотим получать свои зарплаты из Кремля. Наш белорусский рубль сильнее, чем российский, наша инфляция вдвое ниже, чем в России.
— Не согласились ли бы вы в будущем перейти на евро?
— В этой жизни все возможно… Если бы западные концерны имели долю в белорусских энерготранспортных системах, Россия не была бы по отношению к нам настолько жестокой. В России загораются глаза, когда речь заходит о предстоящей приватизации белорусской промышленности.
Не дали сказать
— Нигде на свете нет равного доступа к средствам массовой информации. Посмотрите хотя бы на Россию. Все телекомпании придерживаются одной, установленной сверху линии. Во время конфликта с Россией я хотел дать пресс-конференцию в Москве, чтобы все разъяснить. Кремль запретил эту пресс-конференцию.
— А если сравнить Белоруссию с Украиной, где есть свободная пресса?
— Храни нас Бог от повторения украинских событий в Белоруссии!
Мы — защитный вал Европы
— Белоруссия помогает Евросоюзу защищать его восточные границы. Мы ловим нелегальных мигрантов и уголовников, которые устремляются в ЕС с Востока, и возвращаем их туда, откуда они прибыли. Мы тратим на это финансовые средства и являемся для Европы защитным валом…
Вот с Ельциным было хорошо
— С одной стороны, Россия играет своими энергетическими мускулами и полагает, что снова может завоевать весь мир. Российская элита стала заносчивой, однако это изменится с падением цен на нефть.
Если Путин хочет снова объединить славянский мир, он должен делать все по-другому. Борис Ельцин знал, как склонить своих соседей, Украину и Казахстан, к реинтеграции. Он никогда не злоупотреблял своей властью, к тому же нефть и газ были тогда дешевы. Ельцин всегда говорил о равноправных отношениях, и сегодня он призывает российское руководство действовать умнее.
Опубликовано в газете «ДИВЕЛЬТ» (Германия).
ОТ АВТОРА
Александр РАР: Он обижен, что его переиграли
— Встреча с Лукашенко превзошла все мои ожидания, — поделился своими впечатлениями с «КП» немецкий политолог и автор интервью Александр Рар.
— Вы не считаете, что Лукашенко предал Россию?
— Ни в коем случае. Да, некоторые из его высказываний резки, но не агрессивны. Мне показалось, что у Лукашенко обида на Россию, он считает, что в Москве его переиграли. И через прессу он пытается вынудить Кремль пойти на мужской разговор.
— А Европа готова принять Батьку?
— Европа неоднородна. Одни из-за Белоруссии не хотят ссориться с Россией, другие — проамерикански настроенные — воспользуются любой возможностью, чтобы побольнее ударить Россию.
ВЗГЛЯД с 6-го ЭТАЖА
Батька — это приговор
Лукашенко в своем интервью решительно, безусловно и категорически прав. Но лишь в одном месте — где Батька признается, что в своих высказываниях ему надо быть посдержаннее. Хотя тут напрашивается другое слово… Поумнее, что ли…
Самое печальное, что своим неуклюжим заигрыванием с остолбеневшим от такой неожиданности Западом Батька напоминает выставленного из дома альфонса, который в поисках ночлега и пищи пытается волочиться за всеми подряд. Даже за богатыми «европейскими дамами», с кем давно не только расплевался, но и успел сдружиться с их лютыми врагами (Хусейн, Чавес). Выглядит нелепо…
Причем абсолютно не важно — всерьез ли настроен Лукашенко начать игру «Беларусь идет на Запад» или блефует (есть сомнение — Батька просто давит на Россию или мстительно испытывает на прочность нервы лично Путина?). Сыграть в нее все равно не сможет.
Беда в том, что Батька такой, какой он есть. Это приговор. Даже если он не блефует (в чем большие сомнения). Даже если Запад по глупости попытается с ним договориться (в Минске наверняка мгновенно сочинят проект «Союза с Евросоюзом») и вдруг попытается потребовать выполнений обещаний… Да, Лукашенко рафинированных европейцев в бараний рог свернет! Из чувства самосохранения.
Простодушный Батька выдает себя с головой. Когда говорит, что Белоруссия — заслон Европы от восточного соседа (России), а неблагодарный Евросоюз своими санкциями ее лишает 300 млн. долларов. Дескать, Белоруссия могла бы обложить европейские товары астрономическими пошлинами, но не будет… Пока.
Дежа вю. Именно так он шантажировал и Кремль.
Итак Лукашенко добился лишь одного — впечатления, что мечется Батька в агонии, как в клетке. В Москве ему не доверяют, в Киеве не любят, в Брюсселе ненавидят…
Владимир ВОРСОБИН, «Комсомольская правда»