Русская традиция рождественской и новогодней елки насчитывает около двух веков. Но современный праздник Новый год по историческим меркам появился в России совсем недавно: 1 января 2006 года он официально отметил свое 70-летие. В допетровской Руси дата начала года неоднократно менялась: до принятия христианства новый год начинался с дней весеннего равноденствия, с Х века – 1 марта, а с ХV века – 1 сентября (эта дата до сих пор отмечается православной церковью).
Современным праздником, отмечаемым 1 января, мы обязаны Петру I, который указом от 20 декабря 1699 года повелел вести исчисление лет от Рождества Христова, а год начинать 1 января, как в европейских странах. Царь-реформатор ввел традицию встречи Нового года – с поздравлениями, живыми елями, фейерверками и пр. Однако в таком виде праздник просуществовал лишь до начала ХХ века.
Впервые отношение к новогодней елке изменилось в годы Первой мировой войны. В 1914 году в Саратове в госпитале был устроен праздник для пленных германских солдат, что не понравилось многим патриотам, и в прессе была развернута кампания протеста. Православная церковь, и ранее негативно относившаяся к рождественским елям как к языческому обычаю, в 1916 году запретила рождественскую елку как “вражескую немецкую затею”.
Спустя год, с приходом советской власти все праздники царской России были объявлены буржуазными пережитками. Не избежал этой участи и Новый год. Связано это было в первую очередь с Рождеством. Некоторые даже предлагали перенести Новый год с 1 января на 7 ноября. Но 1 января отменить не смогли и “пожертвовали” христианским праздником, а заодно и елкой как атрибутом и Нового года, и Рождества.
На фоне развернувшейся борьбы с суевериями и религиозными предрассудками в 20-х годах советская власть отменила проведение рождественских елок. “Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов”, – такая агитка была очень популярна в начале прошлого века.
К середине 30-х годов празднование Нового года стало полулегальным. Официальных праздничных мероприятий не проводилось, но многие все равно покупали у подпольных торговцев елки и прятали их по домам, чтобы вместе с домашними встретить Новый год.
Однако изменения ни строя, ни идеологии не смогли окончательно искоренить праздник. 28 декабря 1935 года в газете “Правда” была опубликована заметка “Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!” за подписью секретаря ЦК Компартии Украины Павла Постышева. В ней говорилось: “В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку… Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как “левые” загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению елки… положить конец”.
Это письмо было воспринято как директива. На следующий день “Комсомольская правда” опубликовала постановление ЦК ВЛКСМ за подписью Александра Косарева, предписывающее организовать новогодние елки “весело и без занудства”. Уже 30 декабря елками торговали почти все рынки Москвы, а коммерческие магазины предложили на продажу специальные елочные наборы и сладости. Так была “реабилитирована” елка, но уже не рождественская, а новогодняя.
1 января 1936 года в Москве в Колонном зале Дома Союзов прошла первая официальная елка для детей и молодежи. А через год состоялось “возвращение” на елку Деда Мороза – его первым исполнителем стал известный в то время эстрадный артист Михаил Гаркави.
В 1947 году вышел указ президиума ВС СССР об объявлении 1 января выходным днем.
С 1954 года елки стали проводить в Кремле: сначала в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца, затем в Кремлевском дворце съездов. На первую кремлевскую елку через партийные организации были отобраны лучшие школьники и студенты страны. Впервые граждане были приглашены в Кремль – это стало сенсацией. Трансляция того памятного праздника шла по радио, а во всех газетах были опубликованы подробные репортажи. С тех пор кремлевская елка стала главной елкой страны.
Государство вытеснило религиозное Рождество, и Новый год стал единственным неполитическим праздником в СССР. Уничтожая старое, власть заботилась о создании новых традиций. Изменилось убранство елок: вифлеемскую звезду сменила пятиконечная красная, ангелочков, золоченные орехи и яблоки – новые игрушки идеологического содержания. Они изготавливались из стекла, ваты, картона, проволоки, пластика, дерева и были посвящены различным событиям в жизни страны: кремлевские башни, дирижабли, фигурки космонавтов, спутники, снопы пшеницы, поросята и початки кукурузы, и даже стеклянные шары с портретами членов Политбюро.
В начале 1960-х годов правительство выпустило специальное постановление – обеспечить каждую советскую семью советским шампанским к Новому году из расчета одна бутылка на трех человек. С тех пор ни один Новый год в нашей стране не проходит без игристого и пенящегося шампанского.
Еще одним атрибутом новогодних праздников стали мандарины – они появлялись в продаже ближе к Новому году и их было очень удобно вешать на елки в качестве игрушек. До сих пор у многих их запах ассоциируется с праздником.
Новый год стал самым любимым и долгожданным праздником. Он обрел свои традиции и обычаи, символы и приметы. С 1990 года в России праздник Рождества Христова, отмечаемый 7 января, стал выходным днем. Теперь Новый год и Рождество снова дополняют друг друга, создавая в первые дни января по-настоящему волшебную атмосферу. Все мы с нетерпением ждем новогодней ночи и искренне верим, что желание, загаданное под бой Курантов и звон бокалов с шампанским, обязательно исполнится.
ИТАР-ТАСС