Новогодние и рождественские праздники имеют давнюю историю.
С незапамятных времен наши предки отмечали зимнее солнцестояние длинной и сложной последовательностью ритуальных действий, которые, постепенно трансформируясь и обрастая новыми смыслами, в конце концов превратились в те праздники, которые мы справляем в эти дни.
Необходимо вспомнить, что такое праздник. Мы к празднику привыкли относиться как к отдыху, как к такому легкому и приятному времяпрепровождению. Но в прошлом праздники были неотъемлемой частью жизни общества и требовали от всего общества объединенных усилий для празднования. Без праздников, по представлению человека глубокого прошлого, не мог правильно существовать мир. Поэтому вот эти праздничные дни и связанные с ними ритуалы, обряды были очень важны. Так вот, Рождество как христианский праздник удачно накладывается на языческие празднования Нового года.
Как мы знаем, на протяжение астрономического года есть четыре поворотных пункта – два солнцеворота, зимний и летний, и два равноденствия — весеннее и осеннее. И эти дни, особенно два солнцеворота и весеннее равноденствие всегда праздновались всеми народами и в особенности земледельцами, которые зависели от календарного цикла. И праздник нового года — зимнего солнцеворота — это очень древняя традиция, корни которой восходят к тысячелетней древности. Переживаем самую длинную ночь, самый трудный тяжелый бессолнечный день и затем празднуем прибавление света. И рождественские праздники занимают продолжительное время. Святки – неделя, Масленица – неделя, Пасха – неделя, Радуница — неделя послепасхальная, Троица или, как раньше называли на Руси, русалья неделя. То есть все это составляет достаточно продолжительный цикл.
У праздников есть своя структура. Лучше всего она сохранилась в Масленице, но и в рождественских святочных днях тоже есть своя структура. И рождественская ночь, ночь под Рождество – это день поминовения предков усопших, день, когда на столе присутствует обязательно скромная поминальная трапеза. Это кутья – каша из цельного зерна приправленная цельными ягодами, в наши дни обычная кутья – это рис с изюмом, и блины, опять же классическая поминальная еда. И наряду с этой поминальной трапезой практиковались приглашения усопших погреться. Во дворах разводили большие костры и предполагалось, что в эту ночь предки приходят погреться.
Красной нитью через празднование всех календарных дат аграрного цикла проходит идея надежных, добрых, взаимовыгодных отношений с теми, кто живет в загробном мире. Предок – гарант стабильности, гарант благополучия ныне живущего общества. А дальше начинаются игры, игры с переодеваниями в различных домашних животных. Рядились в козла, выворачивали наизнанку шубу, надевали на ноги, на руки, больше получалось, правда, похожим на медведя, чем на козла, но тем не менее, привязывали соломенные рога и начинались игры достаточно фривольного содержания, как правило, в них участвовали юноши и девушки.
Это сугубо языческая традиция, которая могла шокировать, и конечно же, находилась в жестком противоречии с христианскими нормами поведения. Действительно, переодетый, вымазанный сажей, с рогами, ну чем не черт? И изображали лошадь, когда двое спина к спине накрывались попоной, всадник пытался продать эту лошадь подороже, расписывал достоинства. Опять же все это сопровождалось сомнительными шутками. И то же бык. Бык — самая древняя традиция. Играли в быка, и устраивали своеобразную корриду. Бык должен был бодать девок, причем как-то так, чтобы это было и пообиднее, и побольнее, чтобы это было очень эмоционально. Игра заканчивалась тем, что быка убивали. Естественно, это был переодетый человек, на которого была накинута какая-то попонка. И там был спрятан горшок с настоящими рогами быка, и нужно было разбить горшок и тем самым показать, что бык этот убит. Дальше уж совсем странная игра – это игра в покойника, игра в умруна.
Этот умрун, опять же юноша, которого переодевают в белые одежды, вымазывают лицо мелом или надевают маску, он ложится на доску и начинается его шутейное отпевание, плакальщицы шутейные то плачут, то смеются. Предполагаются обязательно поцелуи в губы этого умруна. Сочетание, казалось бы, не сочетаемого. Потешные похороны – ничего, казалось бы, более кощунственного придумать нельзя. Действительно, по крайней мере, с нашим христианским менталитетом это выглядит странно. Но, тем не менее, предполагается, что опять же имитация похорон связана с древними представлениями о возрождении, нельзя возродиться без правильных похорон. И даже была такая загадка: молодца понесли хоронить, а он в окошко глядит. Это некоторое парадоксальное изображение смерти присутствует у самых разных культур, не только русских, украинцев и белорусов, но в Европе. Первое, что приходит на ум – это Хэллоуин Нового света, праздник мертвых, когда тоже все потешаются над скелетами – мертвецы восставшие.
Американский Хэллоуин происходит от земледельческих культур Америки, а праздник европейский, он по меньшей мере с кельтского времени, но может быть и еще более древний. Справляется он глубокой осенью, опять же приглашают погреться предков. Но в и Рождестве есть элементы культа мертвых — со своими предками не надо разлучаться – это ни к чему хорошему не приведет.
Собственно новогодняя ночь должна быть ознаменована очень богатым столом, сытным, изобильным. Все эти дни святочного времени, они насыщены, это магическое время, когда можно пожелать, это и исполнится. Почему гадания святочные? Потому что это время исполнения желаний. Для того чтобы что-то сбылось, это нужно пережить, изобразить. Если вы хотите, чтобы год был изобильный, дородный, нужно, чтобы и стол был изобильный, тучный. И на этом столе присутствие так называемого кесарийского поросенка очень желательно и традиционно. В Риме на празднование Нового года всегда ели свинину в том или ином виде. И опять же в славянской традиции тоже есть запекание поросенка именно в новогоднюю ночь. И до сих пор, мне кажется, все так любят Новый год, потому что Новый год – это необычная ночь, от которой можно ожидать какого-то чуда. И мне кажется, что ощущение возможного чуда во время перехода из одного года в другой — это какое-то прижившееся в нас глубокое чувство, почти биологическое, можно сказать. И то, что в современном менталитете воплощается как ожидание чуда, то в древности реализовывалось просто как время, когда надо гадать, когда надо желать.
Есть еще обязательные колядки. Тоже своеобразная рождественская игра, когда молодые люди, сбившись в кучки, ходят по домам, поют песни. Что за песни? В основном, это величальные песни, которые всячески хвалят этот дом, хозяина, хозяйку, хозяин – какой он князь, хозяйка – царевна, дом – терем. То есть совершенно откровенная лесть, целью которой является, с одной стороны, пожелание, поскольку такое время — что скажешь, то и сбудется. Поэтому самые лучшие пожелания сбываются. Но и самые худшие сбываются. Поэтому начинается шантаж. Эта компания молодых людей может пожелать не только что-нибудь хорошее хозяину, но и наоборот сказать что-нибудь недоброе в его адрес и тогда весь наступающий год насмарку. Поэтому лучше откупиться подарками. И собственно, рождественские подарки – это то, что получают во время колядования.