Каждый день Ваня Ургант с телеэкрана уверяет россиян в пользе некоего молочнокислого продукта. Так когда-то и моя бабушка уговаривала меня, маленькую, съесть полстакана простокваши. И хотя в Бэтмена она не наряжалась, ее комплимент кислому молоку абсолютно совпадал с телерекламой: “Лучшая защита для организма!”. Вот я и разволновалась: чем же бабушкина простокваша хуже – или лучше? – рекламируемого напитка?
Живее всех живых
Некоторые мои знакомые напрочь отрицают целительный эффект кисломолочных продуктов “старого поколения”. Мол, в классическом кефире, ацидофилине или простокваше благородных живых микроорганизмов нет и в помине. Зато в рекламируемых напитках, которые производятся, как правило, при участии иностранного капитала, живая микрофлора есть.
Объяснение простое: мол, бессовестный отечественный бизнес гробит полезных невидимок либо в процессе неграмотного приготовления продукта, либо по пути к магазину, не обеспечивая низкую температуру хранения. Тогда как бизнес иностранный – ответственный, и продукт у него – соответственный.
Заблуждение чистой воды. Я закупила – наугад – товар шести разных производителей: кефир, простоквашу, ацидофилин, йогурт и пару удостоенных телерекламы продуктов. И отнесла их в Санкт-Петербургский институт экспериментальной медицины. Там, в лаборатории генетики патогенных микроорганизмов, специалисты проверили их на наличие заявленной на этикетке живой микрофлоры.
И что же? Все до единого продукты соответствовали международному стандарту качества – в каждой баночке обнаружилось по триллиону живых микроорганизмов на грамм вкуснятины.
И тем не менее классические продукты задвинуты в угол витрины, тогда как их модные собратья оккупировали все рекламное пространство и две трети кисломолочных производств России. Почему?
Штамм штамму не товарищ
“А потому, что бактерия бактерии рознь, – ответят производители рекламируемых баночек. – Молочнокислая микрофлора, содержащаяся в нашей продукции, работает в кишечнике гораздо эффективнее, чем микроорганизмы из классических напитков”.
Резонов два. Первый: для приготовления модных продуктов используются особые штаммы бактерий. Те, что проверены исследователями “на прочность”. Ведь по пути к кишечнику большинство живых бактерий гибнет – от температуры тела, от желудочной кислоты и желчи. И только самые “стойкие солдатики” могут дойти живыми до непосредственного места битвы с кишечными врагами.
Собственно, с открытием этих “стойких солдатиков” – особых штаммов бифидобактерий и лактобацилл – и потекли реки бифидокефиров, бифидоков, бифилайфов, бифидойогуртов. Даже биоцони (от мацони) уже появилось!
Резон второй: бифидобактерии и лактобациллы не только встречаются в молоке, но и являются естественными обитателями кишечника человека с первых дней жизни. А раз так, то наверняка у них есть преимущество перед бактериями, которые в кишечнике не селятся. То бишь они могут не просто уничтожить патогенов, вызвавших дисбактериоз, но занять их место на оболочке кишечника, тем самым обеспечивая стабильный порядок.
Резоны эти выгодны кисломолочному бизнесу – растет объем продаж. Однако ученые настроены скептически: доказательств на основе медицины – мало! Вызвать стабильное изменение кишечной микрофлоры крайне трудно. А уж заселить кишечник бактериями извне – и вовсе сомнительно. Если промышленные штаммы из йогуртов туда и попадают, то только в роли квартирантов.
Применение молочнокислых бактерий необходимо для ВРЕМЕННОЙ замены функций собственных нормальных обитателей кишечника, вышедших из строя, – считает Александр Суворов, доктор медицинских наук, специалист по генетике микроорганизмов. – Таким образом, привнесенные извне микроорганизмы будут способствовать восстановлению того кишечного микробиоценоза, который был свойствен человеку до начала болезни.
У каждого – своя польза
Итак, у модных продуктов есть свои козыри. А у старой доброй “классики”? Увы, ее микрофлора не может похвастаться высокой стойкостью к пищеварительным сокам и претензиями на заселение кишечника.
Кефирные микроорганизмы, к примеру, долго в желудочно-кишечном тракте не живут. И болгарская палочка, входящая в закваску простокваши и йогуртов, тоже массово гибнет и в кишечнике не селится. Выходит, традиционные продукты отодвинуты в тень обоснованно?
Вовсе нет. Просто у них другие оздоравливающие свойства.
Пусть кефирная закваска гибнет внутри нас. Зато она славно поработала на стадии сквашивания молока – синтезировала ферменты и антибактериальные вещества, актуальные для здоровья кишечника. А в составе кефирной закваски – около двух десятков видов микроорганизмов! Значит, и спектр вырабатываемых ими биологически активных веществ широк.
Ацидофилин содержит лактобациллы ацидофильной группы, которые развиваются при температуре 36-42 градуса. А это значит, что микрофлора ацидофилина внутри нас фактически оживает и начинает свою санитарную деятельность. При этом ацидофильная палочка – привет модным продуктам! – тоже является коренным жителем кишечника.
А простокваша и йогурт? Да, болгарская палочка, сквашивающая молоко в эти разные по названию, но однородные по сути продукты, в кишечнике не селится. Зато она убивает дизентерийную палочку, стафилококк и способствует лучшему усвоению и утилизации питательных веществ.
А сметана? Сотрудники Петербургского института экспериментальной медицины выделили из обычной заводской сметанной закваски молочнокислую бактерию, которая обладает живучестью, превосходящей западные штаммы, а также большой убойной силой по отношению к патогенам.
Эффект Урганта
Итак, не стоит “зацикливаться” на каком-то одном продукте. Пусть в организм поступают самые разные молочнокислые бактерии. Ведь разным отделам кишечника присуща разная микрофлора.
А потом, если люди болеют дисбактериозом, то у каждого он “свой”, с конкретным набором патогенов. И определить, какие именно бактерии лучше справятся с вашими или моими нарушениями, науке пока не дано.
И еще. Все молочнокислое хорошо в меру. Если каких-то бактерий – пусть даже самых хороших – окажется много, они начнут устанавливать в кишечнике свои порядки. Ведь любовь к нам “хороших” бактерий такой же миф, как и ненависть “злых” микробов. В кишечном сообществе, как в политике, – друзей нет, а есть государственные (штаммовые) интересы.
Реклама продукта – штука хорошая. Плохо то, что может сработать “эффект Урганта” – потребители отдадутся рекламе и решат, что эти баночки хороши для всех. Вовсе не для всех! Каждый должен найти для себя “свои” бактерии, “свои” продукты. Как? Наука не знает. Зато наш организм знает наверняка. Прислушаемся к нему!
Какой микроорганизм
На сегодня медики не могут сказать, какие виды молочнокислых бактерий наиболее эффективны и каков реальный механизм их действия. Тем не менее у части бактерий лечебный эффект считается доказанным. Имя таким микроорганизмам – пробиотики. Бифидобактерии и лактобациллы – из их числа.
Список пробиотиков пополняется медленно. Ученым сначала надо распознать наиболее эффективную невидимку, а затем доказать ее силу. Это трудно и долго. Ведь молочнокислых бактерий сотни видов, и каждый вид имеет разновидности – штаммы.
В человеческом кишечнике около 400 видов бактерий, из них в современных клиниках умеют определять не больше 20.
Еще одна проблема – где искать пробиотики. Молочнокислые бактерии не являются принадлежностью исключительно молока. Эти древнейшие микроорганизмы появились в ту пору, когда молока на Земле еще не было. Среда их первичного обитания – растения, экстрактом которых они питаются. А свое “молочное” название они получили потому, что были впервые выделены из молока.
Ода квашеной капусте
Как хозяйка рачительная, экономная, я всегда помню про альтернативные источники молочнокислых бактерий. Сегодня, к примеру, не стану тратиться на живой йогурт, так как принесла из магазина кусок твердого сыра, апельсины и капусту.
В сыре – особенно если он хорошо вызрел – есть и сами полезные бактерии, и результаты их деятельности: ферменты, витамины. Только не берите сыр плавленый – при плавлении все живое гибнет.
А фрукты-овощи? В них тоже есть нужные бактерии. Равно как и в соленых – но не стерилизованных! – огурцах, помидорах, грибах.
Но лучше всего квашеная капуста. В квашеной капусте можно обнаружить 8 видов лактобацилл и еще столько же других полезных микроорганизмов, пробиотиков по сути.
И еще соображение. Бесполезно тратиться на молочнокислые бактерии, если ты неправильно кормишь обитателей своего кишечника. Кишечная микрофлора “любит” питаться отварными овощами, овсянкой, гречкой, грубым хлебом. А вот мясо больше по вкусу гнилостным микробам. Хотя белки, если употреблять их в меру, не влияют на количество и разнообразие молочнокислых бактерий. Зато избыток жиров и алкоголя вредит.
И еще. У меня есть дача, и не было случая, чтобы я выбросила с огорода выполотые сорняки. Все до последней травинки закапываю скупердяйской рукою поглубже в землю. Зачем? А затем, что знаю про открытие ученых из Института питания. Они обнаружили у молочнокислых бактерий потрясающую способность – расщеплять пестициды. А ведь этими ядохимикатами для борьбы с вредителями отравлены все огороды! И они не разлагаются веками. Только молочнокислые бактерии умеют разложить их на нетоксичные составляющие.
Вот потому я и устраиваю бесплатную экологическую очистку почвы. Ведь растения, особенно сочные, – излюбленное место поселения молочнокислых бактерий.
Татьяна Максимова Известия
Белоруска победила в конкурсе «Миссис Вселенная — 2024»
Белоруска Наталья Дорошко завоевала титул победительницы конкурса красоты «Миссис Вселенная — 2024», сообщают организаторы в социальных сетях.
Читать