Повышение налога на добавленную стоимость (НДС) приведет к росту инфляции. Именно этого опасается Минэкономики, а потому выступает против замены увеличенным НДС оборотных налогов.
С таким заявлением выступил в пятницу заместитель министра экономики Беларуси Андрей Тур. По его словам, «повышение НДС сразу отразится на себестоимости продукции. Следовательно, возникнет угроза роста инфляции».
За замену увеличенной ставкой НДС «оборотки», напомним, выступают Министерство финансов, устами своего главы Николая Корбута утверждающее, что «рано или поздно мы все равно к этому придем», и бизнес-сообщество.
Обсуждаемый сегодня вариант: со следующего года отменить налог с пользователей автомобильных дорог и сбор в республиканский фонд поддержки сельхозпроизводителей, которые уплачиваются единым платежом по ставке 3% от выручки. Одновременно намечена отмена ряда местных целевых сборов. Для компенсации выпадающих доходов государства предполагается поднять ставку НДС с нынешних 18% до 22-25%.
Министерство экономики протестует. Его руководитель Николай Зайченко заявил 30 июня журналистам, что замена оборотных платежей увеличенной ставкой НДС «не имеет смысла». Оборотные налоги, по его словам, нужно «не компенсировать, а поэтапно отменять», но для этого «экономика должна работать». Сегодня, отметил министр, за счет оборотных платежей в Беларуси формируется множество фондов, и они должны иметь источник пополнения.
Кроме того (этого министр не сказал), множество предприятий имеет в Беларуси льготы именно по уплате оборотных налогов.
Министерство по налогам и сборам (МНС) сохраняет положенный по статусу администрирующего органа нейтралитет. Начальник главного управления методологии налогообложения организаций МНС Евгений Герштейн объявил недавно о достигнутом компромиссе: «Сегодня найден компромиссный вариант для обсуждения: ставка НДС 22% и полная отмена оборотных платежей». «Отмена оборотных налогов — это отмена каскадности, кумулятивности налогообложения, а ставка НДС в разумных пределах нейтральна. Ее позволяет в некоторой степени нейтрализовать зачетный метод», — пояснил Е.Герштейн преимущества запланированного нововведения.
На избавлении от «каскадного эффекта» «оборотки» акцентируют внимание и предпринимательские структуры, также подключенные к выработке решения.
Отменять оборотные налоги необходимо, настаивают они, поскольку в их отношении не применяется зачетный метод, как для НДС, поэтому предприятия, приобретая сырье и комплектующие, уже имеют в их цене оборотный налог, затем включают его вновь уже в свою продукцию и т.д., что в итоге приводит к неоправданно высокой доле этих платежей в цене конечной продукции.
Как отметил замминистра экономики А.Тур, «это (повышение НДС) затронет все субъекты хозяйствования, поэтому конкурентные условия их деятельности не изменятся». «Увеличение НДС окажет воздействие на весь бизнес, независимо от его масштабов, и отразится не на отдельных сегментах рынка, а на всей экономике», — подчеркнул Тур, обратив внимание на то, что «решение по этому вопросу еще не принято, идет масса дискуссий».
Между тем, оборотные налоги вредны для экспорта, заявляет Александр Калинин, представляющий в созданной правительством рабочей группе интересы целого ряда бизнес-сообществ, в то время как НДС, по его словам, является внутренним налогом государства и с экспортной продукции не взимается.
Стало быть, те, кто выиграет, от этой идеи, — безусловно, экспортеры, которые, имея нулевую ставку НДС, тем не менее, уплачивают оборотные налоги. В случае включения оборотных платежей в НДС, они будут платить меньше.
С учетом того, что с большинством стран у нас принята уплата НДС по стране назначения, подорожает импорт, что, по мнению А.Калинина, должно обрадовать белорусских производителей. Вот только обрадует ли это белорусских потребителей?
Как бы то ни было, получив систему стимулирования экспорта и замещения импорта, у государства появится шанс подкорректировать торговое сальдо.
Замминистра по налогам и сборам Василий Каменко, со своей стороны, «не видит большой беды в этом изменении: резкого пресса на налогоплательщика не будет». В то же время, подчеркнул он, «нужно помнить, что НДС, в конце концов, ложится на нас — на потребителя. А это снижение покупательного спроса. Это значит, наши налогоплательщики могут испытывать трудности с реализацией своей продукции».
Предлагаемые нововведения наряду с потенциальными «импортными» проблемами таят и иные опасности. Повышение ставки НДС может негативно сказаться на интеллектуальной сфере, отличающейся высокой добавленной стоимостью. По сути, вся конечная стоимость товаров и услуг, произведенных в IT-сегменте, и есть добавленная.
Комментируя данную проблему, представители бизнес-сообщества говорят, что по предприятиям hi-tech государство может принять «иные решения».
Замглавы МНС В.Каменко считает, что налоговая реформа не окажет давления на «интеллектуалов», которые сейчас не платят оборотные налоги: «Все IT-компании, наверняка, окажутся в Парке высоких технологий (ПВТ), а там предусмотрены очень большие налоговые преференции. Государство поддерживает это направление для наращивания экспорта высокотехнологичных услуг». Для компаний ПВТ применяется нулевая ставка НДС.
Очевидно, однако, что введение дифференцированных (по видам деятельности) налоговых ставок сведет на нет робкую попытку упростить фискальную систему Беларуси.
Изобретая в 1954 году налог, способный заменить платеж с оборота и устранить кумулятивный эффект, присущий ему, французский экономист Морис Лоре и не догадывался, что его белорусские коллеги будут биться над этой же проблемой полвека спустя…
Елена НОВОЖИЛОВА
В Ивенце запускают производство аналога конфет Mamba
В Ивенце проходит масштабный прием новой линии для производства инновационной импортозамещающей продукции – мягкой карамели
Читать