Бизнесмены, наблюдая за процессом либерализации в стране, задаются вопросом: почему на деле мало что изменилось? Корреспондент “Завтра твоей страны” анализирует, насколько реальны громкие заявления о намерении Беларуси в ближайшие годы попасть в 30-ку стран с наиболее высоким рейтингом по условиям ведения бизнеса.
Большинство экспертов, анализирующих изменения в области ведения бизнеса, принятые властями Беларуси за последнее время, сходятся во мнении, что уступки носят, скорее, косметический, нежели концептуальный характер. Власть, похоже, отнюдь не желает проводить либерализацию. Просто хочет добиться более высокого рейтинга, который составляется ежегодно Всемирным банком, когда при подсчете анализируются не столько реальные условия ведения бизнеса, сколько законодательство страны.
Поначалу белорусское руководство заявило о намерении Беларуси в ближайшие годы попасть в 25 стран с наиболее высоким рейтингом по условиям ведения бизнеса. Потом эта позиция претерпела некоторую корректировку. Как сообщил сначала глава Нацбанка Петр Прокопович, а затем и президент РБ в своем обращении к Национальному собранию и народу, в 2010 году планируется войти в первую тридцатку рейтинга.
Кого нам предстоит обскакать
Как известно, по результатам 2006-2007 годов Беларусь в рейтинге Doing Business 2008 занимает 110 позицию. Лидирует в общем рейтинге Сингапур (второй год подряд). США при этом занимают 3-е место после Новой Зеландии. Первую десятку закрывает Исландия, внутри этой группы также Великобритания и Канада.
Во вторую десятку попадают практически все старые члены ЕС и Япония, закрывает двадцатку Германия. При этом выше Германии в рейтинге значатся две бывшие республики СССР – Эстония и Грузия (17 и 18 место соответственно).
В третьей десятке находятся Литва и Латвия, а также Израиль, Саудовская Аравия, Малайзия, Австрия. Тридцатое место, на которое претендует Беларусь, сегодня занимает Корея.
Следующей в рейтинге идет Франция – 31 место. Вот ее-то нам и предстоит обогнать своим революционным законодательством. Сделать это и просто и сложно одновременно. Просто, потому что развитые страны практически не проводят реформы, считая, что законодательство по ведению бизнеса уже сложилось и является в некотором смысле образцом для других стран. Но в этом-то и вся сложность: страны из первой 25-ки практически не двигаются в рейтинге. Вероятно, этот несложный анализ окончательно убедил белорусских “реформаторов” не замахиваться выше 30-ки.
В любом случае после Франции перед Беларусью еще 79 стран с разным уровнем развития из самых разных регионов. При этом выше находятся все новые члены ЕС, страны, претендующие на вступление, а также остальные бывшие республики СССР, кроме Таджикистана, Узбекистана и Украины. Россия занимает близкую с нами 106 позицию. С учетом того, что Россия в текущем периоде составления рейтинга не занималась практически ничем, кроме выборов, ее Беларусь вполне может подвинуть. Украина по тем же соображениям тоже вряд ли составит конкуренцию. Еще одна наша ближайшая соседка – Польша – находится на 74 месте, и добраться до нее будет не так-то легко.
Если оценить условия в Польше или Казахстане (71 позиция в рейтинге), довольно просто, то куда сложнее будет сопоставить наши условия ведения бизнеса с условиями в таких странах как, например, Белиз, Мальдивы, Самоа или Вануату. Сегодня эти страны занимают в рейтинге ВБ позиции с 59 по 62 соответственно. Кстати, программа-максимум на текущий год для Беларуси – попасть в 60 первых стран, то есть занять нынешнее место Мальдив.
Реально ли прыгнуть так высоко
Совершить скачок в 50 баллов за год сложно. Страны-реформаторы, которые значительно улучшили свои показатели в рейтинге по сравнению с предыдущим, ограничились суммой баллов вдвое меньшей. Лидер среди реформаторов – Египет – поднялся за год на 26 позиций, следующая за ним Хорватия – на 23, Гана – 22, Македония – 21, Грузия – 17. Беларусь, как считалось первоначально, поднялась по сравнению с предыдущим рейтингом аж на 19 позиций, но после уточнения методики и дополнения данных по трем новым странам, выяснилось, что Беларусь подросла в предыдущем рейтинге – Doing Business 2007 – на 6 позиций до 123 места. Таким образом, на сегодняшний день ВБ считает, что по сравнению с предыдущим годом Беларусь в рейтинге-2008 поднялась на 13 пунктов.
Но если учесть, что исследование-2008 охватывало период с апреля 2006 года по июнь 2007 года, у Беларуси есть все шансы улучшить свой прошлогодний результат как минимум вдвое, так как основные указы и декреты, которыми сегодня так гордится власть, были приняты во второй половине 2007-го – в начале 2008-го года. И если внимательно изучить методологию составления рейтинга, то становится ясно – во многом характер законодательных изменений подгоняется под эту методику.
Как Всемирный банк считает рейтинг
Рейтинг вычисляется по 10 позициям: регистрация бизнеса, лицензирование, найм рабочей силы, регистрация собственности, получение кредитов, защита инвесторов, налогообложение, международная торговля, обеспечение исполнения контрактов, ликвидация предприятий. Все здесь просто только на первый взгляд.
На самом же деле, для сравнения различных стран выбираются модельные компании и ситуации, и уже, исходя из этих моделей, анализируется законодательство.
Например, при оценке правил лицензирования при подсчете рейтинга рассматривается частная компания, которая желает построить двухэтажный склад в нашем случае – в Минском районе и при этом владеет какой-то землей. Далее анализируется, сколько времени и денег надо по законодательству потратить, чтобы получить все разрешения, потом подключить все коммуникации и так далее. У нас землей юрлица не владеют вовсе, да и понятно же, что одним законодательством при строительстве склада юрлицу не обойтись.
При оценке найма рабочей силы в качестве модели выбирается 42-летний мужчина со средней зарплатой по стране не на руководящей должности с 20-летним стажем работы в частной средней компании (промышленное производство). А в Беларуси не может быть такого стажа в такой компании. При этом рассматриваются возможность уволить его по сокращению штатов, порядок заключения с ним контракта, зато никак не учитывается, что зарплату ему платят в соответствии с тарифными ставками, а все, что выше – только из прибыли.
Модель для анализа защиты инвесторов настолько далека от белорусской действительности, что заслуживает отдельного рассмотрения. Как отмечается в комментариях к методике, этот показатель характеризует степень защиты миноритарных акционеров на случай противоправного использования активов фирмы директорами. При этом миноритарные акционеры – это акционеры некой корпорации, акции которой котируются на бирже, а если нет биржи, то просто очень много акционеров у такого общества, да еще и производит оно продукты питания. При этом есть некий господин Джеймс, который владеет крупными пакетами акций двух компаний корпорации и продает фактически сам себе какие-то грузовики, причем продает невыгодно. И акционеры подают в суд на г-на Джеймса и других, кто участвовал в сделке.
Теоретически, конечно, и в Беларуси такое возможно. Но чаще всего наши миноритарные акционеры – это граждане, которые получили свои акции в процессе льготной приватизации, у них вообще никаких прав нет, кроме как отдать акции государству безвозмездно. И за такие сделки господин Джеймс рискует сесть в тюрьму по решению миноритарного акционера под названием государство, а вовсе не рядовых акционеров. Впрочем, чаще всего в качестве г-на Джеймса у нас как раз выступает само государство, вернее, директор госпредприятия – это же нормальная практика отечественного хозяйствования: что-нибудь прикупить за госденьги по завышенной цене.
В итоге если посмотреть на рейтинг Беларуси в разрезе показателей, то прослеживается такая зависимость – если какой-то показатель охватывает не только узкую модель деятельности какого-то предприятия, но и касается большинства субъектов хозяйствования, то тут у нас самые низкие значения рейтинга.
Так, наиболее низкие рейтинги у Беларуси по показателю регистрация – 119-е место, международная торговля – 137-е место и, наконец, апофеозом является 178 место из 178 возможных по налогообложению. Впрочем, за счет отмены 1% оборотного налога и уменьшения количества налоговых платежей в будущем рейтинге Беларусь наверняка снимется с якоря и поднимется на несколько пунктов выше.
Для начала все показатели нужно улучшить на одну треть
Стоит отметить, что многие из принятых за последнее время указов никак не повлияют на рейтинг, так как в качестве моделей выбираются, как правило, компании, работающие в самом крупном городе страны, то есть в Минске. За счет этого рейтинг также весьма зависим от нормативных актов Мингорисполкома, но оказывается, совсем не зависит от указов по малым городам и сельской местности, придорожному сервису или СЭЗ.
Кроме того, выбираются в основном частные компании преимущественно созданные физическими лицами в форме обществ с ограниченной ответственностью. В нынешнем исследуемом периоде самой популярной формой организации бизнеса в Беларуси были ЧУПы. Если этот факт при исследовании правил регистрации бизнеса будет учтен, то мы можем значительно продвинуться в рейтинге – при переходе в ЧУПы индивидуальные предприниматели были освобождены почти от всех процедур и оплат. Но все же эксперты наверняка сочтут это частным случаем.
Конечно, упростились процедуры регистрации и для всех остальных компаний, но, оказывается, они нас подвинут в рейтинге всего на несколько пунктов – так следует из размещенного на странице http://russian.doingbusiness.org симулятора реформ. Подставляя значения по отдельным показателям и даже подпоказателям, можно исследовать, как будет меняться рейтинг той или иной страны при условии, что остальные страны в рейтинге не двигаются.
Так вот основные наши изменения в области регистрации и налогообложения дают повышение рейтинга максимум пунктов на 20.
Так что правительству есть чем развлечься в ближайшее время – подбирая различные комбинации и подробно изучая методики, можно найти оптимальное решение по создания среды для бизнеса, соответствующей нужному нам рейтингу Всемирного банка.
Примитивные способы подбора при работе с симулятором показали, что, улучшив все показатели на одну треть, мы решаем задачу на текущий год – оказываемся аж на 56 месте в рейтинге.
Впрочем, в этом году к исследованию могут добавиться еще два показателя – “Инфраструктура” и “Прозрачность”. А они-то как раз могут стать подножкой нашему стремлению повысить рейтинг. Например, при анализе прозрачности планируется “подвергнуть изучению возможности граждан, СМИ и органов прокуратуры следить за тем, чтобы действия государственных должностных лиц не были продиктованы их личными интересами”. Хотя по законодательству у нас и тут вроде бы все гладко.
Ирина ОРЛОВА Завтра твоей страны
Исполком будет согласовывать руководителей частных компаний?
Местные власти в республике могут обрести расширенные полномочия в области кадровых решений в различных структурах.
Читать