Молодечненский суд 5 ноября вынес решение по делу бизнесмена Николая Апитенка, о котором недавно писали «Белорусские новости». Апитенок оштрафован на 100 минимальных базовых величин. Бизнесмен намерен обжаловать несправедливый с его точки зрения приговор.
Напомним суть дела. Николай Апитенок несколько лет назад начал строить для своей семьи квартиру в доме на улице Притыцкого. Но через какое-то время выяснилось, что первоначальная стоимость квартир выросла почти на 50%. Как оказалось, в этом же доме были запланированы квартиры и для некоторых чиновников местной вертикали. Причем, по подозрению Апитенка, стоимость возведения этих квартир застройщик намеревался переложить на рядовых граждан.
Бизнесмен сумел добыть доказывающие это документы и поднял шум. К протесту присоединились и другие граждане, строившие квартиры в том же дому. После обнародования информации проект с квартирами-подарками для чиновников лопнул. Казалось бы, справедливость восстановлена. Но не тут-то было!
Среди тех, кто значился в списках на получение квартир, была и председатель Молодечненского межрайонного отдела Комитета государственного контроля Дина Громова.
И вот же совпадение. Вскоре в принадлежащий Николаю Апетенку продуктовый магазин повадились ходить проверяющие — пожарные, санэпидстанция, налоговая, милиция, ну и, конечно, местный госконтроль. И именно с сотрудниками последнего произошел эпизод, который стал предметом разбирательства в суде.
Согласно материалам дела, когда в магазин пришли два сотрудника молодечненского госконтроля и выявили там стандартные для подобных магазинов нарушения (несоблюдение ассортимента и конфеты с истекшим сроком годности), в магазин приехал его владелец и угрожал сотрудникам госконтроля ножом.
Апитенку было предъявлено обвинение по части 1 статьи 366 Уголовного кодекса Беларуси — насилие либо угроза в отношении должностного лица, выполняющего служебные обязанности, или иного лица, выполняющего общественный долг.
Сам Николай Апитенок выдвинутые против него обвинения отрицает. Показания работников госконтроля, на которых и основаны материалы обвинения, также не подтверждают присутствовавшие при том инциденте работники магазина — продавщица и грузчик, а также случайные свидетели — покупатель и экспедитор, привозивший в это время в магазин продукты.
Любопытно, что пострадавшие работники госконтроля даже не заявили в милицию о том, что им угрожали ножом. Согласно их показаниям, они находились в шоковом (или близком к нему) состоянии, поэтому, мол, и не пошли в милицию. Зато в том же шоковом состоянии (!) пошли проверять другой магазин.
К тому же, потерпевшие работники госконтроля, как выяснилось, написали о происшествии одну докладную на двоих, хотя в таких случаях обычно каждый пишет за себя. Впрочем, этот момент прокурор отметил как положительный, мол, это позволило исключить разногласия в их показаниях.
С явными нарушениями прошел и следственный эксперимент, если его можно так назвать, который прямо в зале суда провел судья по делу Апитенка.
В свою защиту Николай приводил довод, что он никак не мог угрожать работникам госконтроля ножом, так как не в состоянии нормально держать тяжелый нож правой рукой (по материалам дела, он угрожал магазинным ножом для нарезки сыра, держа его в правой руке). Кисть правой руки Николая 10 лет назад сильно пострадала от открытого перелома и теперь у него нарушена координация движений, чувствительность и мышечная активность, кисть постоянно подрагивает, рукопожатие вялое.
Судья принес в зал муляж ножа, вырезанный из картона, и предложил Николаю подержать его в руке. Бумажный нож не выпал. Следовательно, по мнению судьи, Николай с тем же успехом мог держать и большой металлический нож (который почему-то следствие даже не изымало!). Чтобы тщательно разобраться в этом факте, судья и прокурор долго выясняли у подсудимого, что он делает правой рукой, а что левой.
Выяснилось, что правой рукой Апитенок может держать чашку кофе, вилку, ложку, и многое другое, а также трогать интимные места своей жены. А вот ходатайство защитника о проведении специальной судебно-медицинской экспертизы, которая позволила бы точно установить, мог ли Николай нормально держать нож или нет, судья не удовлетворил.
Защита также постоянно пыталась обратить внимание на факты, ставшие причиной инцидента, а именно на попытку некоторых местных чиновников получить бесплатные квартиры. Николай Апитенок предоставил суду доказывающие эти факты документы. Но прокурор на эти заявления не реагировал.
Кстати, кроме Николая, госконтроль проявил внимание и к другим застройщикам в злополучном доме. К одной семье, протестовавшей против барских подарков за их счет, проживавшей в общежитии, пожаловали работники госконтроля, которые тщательно проверяли законность проживания этой семьи в общежитии.
Максимальное наказание по статье, предъявленной Николаю Апитенку, составляет пять лет лишения свободы. Прокурор просил назначить ему два года исправительных работ. В итоге Николаю было назначено наказание в виде штрафа в размере 100 минимальных базовых величин. Приговор он намерен обжаловать.
Василий СЕМАШКО
В Ивенце запускают производство аналога конфет Mamba
В Ивенце проходит масштабный прием новой линии для производства инновационной импортозамещающей продукции – мягкой карамели
Читать