Вот уже несколько месяцев, как не утихает молва о приближающемся полномасштабном финансовом кризисе, почву которой дал сбой системы ипотечного и потребительского кредитования в США. Как всегда бывает в таких случаях, мнения разделились: оптимисты призывают не паниковать, другие предрекают мировой экономический коллапс. И хотя Беларусь находится на периферии глобальной финансовой системы, кризис, в случае чего, отразится и на нас.
Более того, как подчеркивает директор Научно-исследовательского экономического института (НИЭИ) Министерства экономики Беларуси Степан Полоник, “если кризис все-таки разразится, то сильнее всего он поразит слабые в финансово-экономическом отношении страны, среди которых — Беларусь”.
Бесспорно, что глобальная финансовая система перенапряжена. Все больше финансистов отмечают схожесть нынешних ее черт с теми, что наблюдались перед прошлым — “азиатским” — кризисом 1997-98 годов. По мнению председателя правления “Ренессанс Групп” Стивена Дженнингса, высказанному NEWSru, нельзя исключать развития событий по сценарию 1998 года, когда лопнувшие финансовые “пузыри” привели к переоценке международных рисков и оттоку капиталов как из стран Азии, так и из России.
Экономист Института экономики переходного периода (ИЭПП, Россия) Леонид Михайлов считает, что в ближайшие три-четыре года кризис не грозит. По его словам, из отслеживаемых в ИЭПП 35 экономических показателей опасными сегодня выглядят только два-три, тогда как о приближении кризиса обычно сигнализируют около 10 индикаторов.
В то же время азиатские финансисты напоминают: за последние 10 лет экспертам не удалось предсказать ни один крупный финансовый кризис.
Миной, заложенной под мировую экономику, единогласно называется доллар, который, как оказалось, значительно переоценен. А это сегодня резервная валюта большинства стран, так что вирус разойдется мгновенно по всему миру. Избавиться от него можно было бы, снизив цену “зеленых” купюр на 30%, как предлагал МВФ.
Но “маловероятно, что это произойдет, так как все накупили долларовых активов, и теперь ситуация напоминает заговор: все заинтересованы в поддержании американской экономики, несмотря на ее нестабильность, рассказал “АиФ” советник генерального секретаря ООН по экономике Сундарам Джомо Кваме.
Одним из спасательных кругов на случай кризиса в макроэкономическом масштабе может стать переход на другую резервную валюту — евро или юань. Нацбанк Беларуси, как известно, уже принял решение о том, что активы в китайских юанях будут включаться в состав золотовалютных резервов страны. Эти резервы могут быть, в частности, оперативно использованы для проведения интервенций на валютных рынках для стабилизации курса белорусского рубля. С 1 сентября минувшего года, напомним, Нацбанк включил в состав международных резервов активы в российских рублях.
“Мы должны расширить сферу тех валют, которые можно применять в качестве резервных, с тем, чтобы обеспечить сохранность наших резервов, их безопасность и ликвидность”, — подчеркивает глава НБРБ Петр Прокопович, вспоминая недалекие времена, когда единственной резервной валютой в Беларуси выступал доллар, “но сегодня мы постепенно уходим от этой ситуации с учетом тех реалий, которые есть на рынке”.
Амортизировать возможные потрясения, смягчить потери могут также сознательное регулирование кредита, производства и потребления.
Выступая с докладом на международной научной конференции “Проблемы прогнозирования и государственного регулирования социально-экономического развития”, прошедшей на минувшей неделе в Минске, директор НИЭИ Министерства экономики Беларуси Степан Полоник, сославшись на расчеты авторитетных экспертов, включая главу Федеральной резервной системы США, заявил, что “мир стоит на пороге глобального, крупнейшего со времен 1929-1933 годов финансового кризиса, который начнется в Америке, а уже оттуда распространится по всему миру. Его результатом будут застой и упадок мировой экономики”. Для таких опасений, считает он, есть серьезные основания, в том числе перегрев фондового рынка, рост внешней задолженности США.
Однако, утешил С.Полоник, единой точки зрения ни по поводу самой вероятности кризиса, ни по поводу его предпосылок нет.
Между тем, продолжил он, сегодня налицо диспропорции между новыми и традиционными секторами американской экономики. В последних неуклонно падает рентабельность, и инвестиции уходят в новые сектора, которые пока не дают отдачи. Штаты теряют производственные мощности и скоро будут не в состоянии погасить свои долги.
В любом случае для кризиса, по оценкам руководителя НИЭИ, есть вполне закономерные основания: анализ волн Кондратьева, Кузнеца, Шумпетера, показывающих цикличность экономического развития, свидетельствует о кризисных явлениях в последние годы. Причем, подчеркнул Полоник, “если кризис все-таки разразится, то очевидно, что сильнее всего он поразит слабые в финансово-экономическом отношении страны, среди которых, к сожалению, находится и Беларусь”.
“Наше государство, по крайней мере, должно предусмотреть систему предупреждения кризиса, максимально смягчить его негативные последствия, — заявил экономист. — Роль финансовой безопасности в развитии страны сегодня трудно переоценить. Нам нужно исследовать как внешние, так и внутренние угрозы”.
В современных условиях, говорит глава НИЭИ, “воздействие мировой финансовой системы на отдельно взятое государство переходит на качественно иной уровень. С учетом доминирующего положения финансового сектора в мировой экономике, мы вправе говорить об экономике, управляемой через финансовые рычаги и стимулы. Глобализм создает условия для установления особой финансовой власти, которая посредством владения мировыми деньгами и управлением финансовыми потоками позволяет воздействовать как на все мировое финансовое пространство, так и на отдельные государства. Например, вряд ли с позиции стандартных экономических объяснений можно найти полные ответы на вопросы, почему в стране такой-то валютный курс, государственный бюджет и платежный баланс, государственный долг, учетная ставка, цены, доходы, характер госкредитов…”.
Среди основных финансовых интересов Беларуси С.Полоник назвал повышение эффективности ее финансовой системы через поддержание госрасходов в соответствии с имеющимися ресурсами и бюджетными ассигнованиями. Кроме того, убежден он, приоритет должен быть отдан инвестированию в наукоемкое и высокотехнологичное производства, усилению сдерживания инфляционных процессов, стимулированию национальных капиталовложений, особенно долгосрочных.
Со своей стороны, старший советник по макроэкономике Центра развития фондового рынка (Россия) Юрий Данилов полагает, что сейчас происходит завершение фазы экономического роста в экономике США и мировой экономике, которое пока сопровождается “микрокризисами”. Более 140 крупнейших ипотечных компаний в США уже обанкрочены или близки к этому. Общая сумма выданных ипотечных кредитов в Америке — 13 трлн. долларов. Это почти весь ВВП самой страны! Но рано или поздно, уверен Данилов, наступит настоящий кризис, который приведет к глубокому падению всех ведущих фондовых рынков. По его словам, существует некое “магическое” совпадение: “У каждого кризиса был свой август, который являлся его предвестником: и у того, который случился в октябре 1987 года, и у кризиса 1990 года”. Однако точно спрогнозировать время наступления следующего финансового цунами эксперт не решается — “это уже задача не экономистов, а алхимиков”.
Октябрь, напоминает “Российская газета”, является самым “кризисным” месяцем года для фондовых рынков. Первым — 21 октября 1929 года обвалился фондовый рынок в США, это был так называемый “черный вторник”, вместе с фондовым рынком тогда упали и цены на недвижимость. Следующий финансовый кризис был тоже американским: в “черный понедельник” — 19 октября 1987 года, рухнул фондовый рынок, а следом опять — рынок недвижимости. А в октябре 1997 года рыночный кризис обрушился на Гонконг.
Елена НОВОЖИЛОВА
ИП не смогут быть аниматорами и проводить корпоративы
Правительство Беларуси обновило список разрешенных видов деятельности для индивидуальных предпринимателей.
Читать