Российский премьер-министр Михаил Фрадков выступил с инициативой очередного увеличения экспортной пошлины на российскую нефть. Только в Беларуси заговорили о возвращение жизненных сил к здешним НПЗ — российские давальцы вновь загрузили их мощности, — как замаячила новая незадача.
В своем апрельском послании Федеральному собранию Владимир Путин указал на неприятный факт: при том, что в прошлом году Россия заняла первое место в мире по объему нефтедобычи, в вопросе переработки нефти страна существенно отстает. Правительству следует разработать систему мер, стимулирующую увеличение переработки сырья внутри страны, намекнул президент.
Предложения не заставили себя ждать. «Может, как с круглым лесом поступить? Таможенные пошлины увеличить на сырую нефть, как следует, и на мазут, на все. Да, конечно, сейчас выгодно на экспорт поставлять, мы — источник сырья. Нужно принимать какие-то жесткие меры, мы должны создавать условия для бизнеса. Если он чего-то недопонимает, подсказать ему экономическими методами. Может, это их действительно устраивает на сегодняшний день, но это не устраивает страну, их самих рано или поздно не устроит», — передает слова главы российского правительства Михаила Фрадкова российский Первый канал.
С 1 июня Минск, следуя условиям заключенного в январе двустороннего соглашения, уже поднял ставки экспортных пошлин синхронно с Россией. Размер сбора при вывозе сырой нефти увеличился со 156,4 доллара за тонну до 200,6 доллара, светлых нефтепродуктов — со 117,7 доллара до 147,5; темных — с 63,4 до 79,4 доллара за тонну. В соответствии с тем же соглашением, пошлина полностью засчитывается в белорусский бюджет. Ее рост ударил по и без того изрядно «побитым» за последнее время белорусским нефтеперерабатывающим предприятиям.
По информации министра экономики Николая Зайченко, за четыре месяца текущего года белорусский экспорт нефтепродуктов снизился на 205,1 млн. долларов, экспорт белорусской нефти вообще не осуществлялся. Это при том, что из закупаемого годового объема в 20-21,5 млн. тонн нефти, поставки на внутренний рынок ограниваются всего 6 млн. тонн, остальное — экспорт.
В мае государство запустило новый механизм компенсации затрат, предусматривающий выделение нефтепереработчикам субсидий в размере 90% от спецпошлины на ввозимую российскую нефть. Для Беларуси эта спецпошлина с 1 июня составляет 58,6 доллара за тонну. Таким образом, разъяснил журналистам 10 мая первый вице-премьер Владимир Семашко, сумма компенсации будет рассчитываться как произведение 58,6 и коэффициента, который пока определен в размере 0,9. Но каждый месяц комиссия по импорту энергоресурсов при Совете министров будет данный коэффициент пересчитывать, чтобы, с одной стороны, сохранить привлекательность белорусских НПЗ для давальцев, с другой — обеспечить максимально возможные поступления в бюджет.
Как заявил «Белорусским новостям» руководитель научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук, если Россия поднимет экспортные пошлины существенно, компенсационные выплаты обременят белорусский бюджет настолько, что он не выдержит.
Поэтому, полагает экономист, «Беларусь должна привыкать к тому, что нефтепереработка будет ориентирована на внутренний рынок, а рассчитывать на то, что мы будем зарабатывать огромные деньги на экспорте нефтепродуктов, не приходится».
По сути, говорит Я.Романчук, «мы приходим к нормальной схеме нефтепереработки, которая работает в Украине, Польше, Литве: внутренний рынок плюс экспорт на расстояние максимум в 500 км».
Между тем, по данным концерна «Белнефтехим», при действующей налоговой схеме (48,8% в цене бензина в Беларуси занимают налоги) поставки нефтепродуктов на внутренний рынок убыточны для нефтеперерабатывающих заводов.
«Увеличение пошлины заставит белорусское руководство принимать более серьезные системные меры, — полагает эксперт «Белорусских новостей». — В противном случае ускорится финансовое разложение системы. Попытка же перенести финансовое бремя на предприятия выведет их на убыточный режим работы».
Справка По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), объем первичной переработки нефти в РФ в январе-мае 2007 года вырос на 4,6% до 92,8 млн. тонн. Производство бензина за пять месяцев увеличилось на 6,9% по сравнению с тем же периодом 2006г. и составило 14,3 млн. тонн, выпуск дизельного топлива вырос на 4,5% — до 27 млн. тонн. Сегодня рентабельность работы белорусских НПЗ упала до 5%, в то время как в других странах при таких ценах на нефть она составляет 30-35%.
По результатам работы в апреле ОАО «Мозырский НПЗ» понес убытки в размере 5 млн. долларов. Ухудшение финансовой ситуации обусловлено несколькими факторами. Прежде всего, с марта резко — в 8 раз, до 3 млн. долларов — увеличились отчисления в инновационный фонд концерна «Белнефтехим». Кроме того, предприятие поставляет «Полимиру» продукцию нефтепереработки в два раза ниже себестоимости. Наконец, экспортные поставки не позволяют покрыть убытки от продаж на внутреннем рынке: на каждой тонне нефтепродуктов завод теряет около 80 долларов.
Новополоцкий «Нафтан» в апреле получил прибыль в размере около 500 тыс. долларов. Относительно лучшие показатели объясняются более низкими затратами при экспорте нефтепродуктов (предприятие находится ближе к портам, чем мозырский завод), а также номенклатурой экспортируемой продукции: «Нафтан» продает больше масел, экспортная пошлина на которые гораздо ниже, чем на светлые нефтепродукты.
Глава экономического ведомства Николай Зайченко рассчитывает «серьезно поправить ситуацию в этом секторе внешней торговли в результате решения вопросов поставок нефти, загрузки нефтеперерабатывающих заводов и экспорта нефтепродуктов». Активная работа в этом направлении, в частности, завершение создания Белорусской нефтяной компании, по его словам, уже в ближайшее время должна принести положительные результаты.
По данным министра, в июне на белорусские НПЗ вернулись основные российские поставщики давальческой нефти, что снимает хотя бы эту головную боль. Впрочем, как неоднократно заявлялось, Белорусская нефтяная компания (БНК) создается как раз для того, чтобы в перспективе вытеснить из схем поставок давальцев.
Глава центра Мизеса оптимизм, связанный с БНК, не разделяет: «В Беларуси нет проблемы с поставками нефти на внутренний рынок. Россия, поставляя сюда нефть, платит экспортную пошлину, которая ниже, чем экспортная пошлина на нефтепродукты, — пожалуйста, работай! Но экономическая и социальная политика Беларуси исходят из наличия огромного нефтяного гранта. Нужно пересмотреть это отношение, и тогда ситуация в белорусской экономике, в ее реальном секторе будет совершенно иной».
Таким образом, Россия, по словам Я.Романчука, стимулируя внутреннюю переработку нефти, заодно катализирует рыночные реформы в Беларуси.
Исполком будет согласовывать руководителей частных компаний?
Местные власти в республике могут обрести расширенные полномочия в области кадровых решений в различных структурах.
Читать