Новой Концепцией энергобезопасности страны до 2020 года, которую 10 сентября одобрил А. Лукашенко, впервые обозначено требование обеспечить через к 2011 году поставки в страну альтернативной российской нефти в объеме примерно 4 млн. т (20 процентов от нынешнего объема закупок) через порты Балтийского и Черного морей. Собирается ли белорусская сторона всерьез заниматься проектами по транспортировке альтернативной нефти или всего лишь пытается создать страховочный вариант на случай некоего политического форс-мажора?
Пока только намерения. Возникшие трудности в переговорах с Россией в отношении поставок энергоносителей действительно заставили белорусское руководство активно заняться поиском альтернативных поставок нефти — в Венесуэле, Иране, Азербайджане. Реализация этих проектов потребуют не только огромных финансовых ресурсов, но и времени.
По имеющимся данным, которые белорусская сторона не афиширует, сейчас изучаются возможности доставки нефти из Ирана в Беларусь через порт “Южный” (Украина). На реализацию данного проекта стоимостью более 600 млн. долларов, который включает строительство участка магистрального нефтепровода протяженностью около 800 км, строительство 3 нефтеперекачивающих станций и восстановление станции “Костюковичи”, потребуется как минимум 3 года.
В ходе прошлогоднего визита в Минск президента Азербайджана Ильхама Алиева президент Лукашенко предложил ему обсудить поставки нефти в Беларусь и транзит по своей территории, а также участие белорусских компаний в нефтедобыче в Азербайджане. Тогда заявлялось, что белорусская сторона заинтересована в увеличении объемов перекачиваемой через Беларусь нефти, в том числе каспийской в Прибалтику и Польшу.
Интерес Минска к азербайджанским энергоносителям возрос на фоне зримой напряженности в отношениях между Беларусью и Россией. Но азербайджанская нефть для Беларуси по цене на порядок выше российской. И не только по причине более затратного транспортного “плеча”. Ее сложно транспортировать в Беларусь. Технически поставка нефти в страну из Азербайджана возможна в случае строительства нескольких “перемычек” между белорусскими участками нефтепровода “Дружба” и украинским трубопроводом Одесса-Броды.
Планы поставки нефти по украинскому нефтепроводу Одесса-Броды белорусская сторона строит уже несколько лет, правда, не сильно афишируя свои намерения. Однако вряд ли это желание реализуемо в близкой перспективе. Дискуссии о достройке украинского нефтепровода в европейском направлении и заполнении его каспийской нефтью продолжаются не первый год, а пока нет результата, то нет и технической возможности качать нефть по этой трубе в Беларусь.
Между тем, интерес к этому проекту проявляет и Литва. Этот украинско-польский нефтяной проект соединит нефтяные месторождения Каспийского и Черного морей с потребителями в странах региона Балтийского моря.
Для стран Балтии важно гарантировать новые источники поставок нефти. “Регион Каспийского моря – одна из наиболее реальных альтернатив в плане гарантирования нового направления энергетических ресурсов для Литвы. Однако для этого прежде всего нужно создать связки между регионом Каспийского моря и Восточной Европой”, – сказал президент Литвы Валдас Адамкус на состоявшейся в июне в Баку двусторонней встрече с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Реализация этого проекта в обход России позволит Литве получать нефть из Казахстана и Азербайджана.
Помощник литовского премьера Саулюс Спечюс по возвращению из Батуми, где этот вопрос в конце августа обсуждался с представителями Украины, Польши, Грузии и Азербайджана, сообщил газете Verslo zinios, что Литва намерена присоединиться к проекту Sarmatia, предусматривающего продвижение маршрута нефтепровода <Одесса-Броды> до Плоцка и Гданьска в зависимости от результатов его технико-экономического обоснования.
Ранее литовская сторона уже не единожды высказывала свою заинтересованность в этом проекте и возможность акционерного участия в польско-украинском предприятии Sarmatia, созданного для реализации одноименного проекта. Согласно концепции замысла, одним из активных пропагандистов которого является Вильнюс, завершение строительства нефтепровода позволило бы создать в стратегической перспективе путь поступления в Центральную и Восточную Европу, в том числе и в Балтию, каспийской нефти.
Вот почему в качестве необходимых его участников рассматриваются Азербайджан и Грузия, через территорию которых нефть поступает к черноморскому побережью, откуда она могла бы морем на танкерах доставляться до Одессы, а затем перекачиваться на север. Переговоры на эту тему ведутся и с Казахстаном. Пока же нефтепровод Одесса-Броды работает в реверсном режиме, то есть качает российскую нефть в южном направлении.
Кстати, нынешней весной Литва открыла свое посольство в Баку, а в Вильнюсе было открыто дипломатическое представительство Азербайджана Тема энергоресурсов была одной из основных на встрече в Крыму президента Литвы Валдаса Адамкуса с украинским президентом Виктором Ющенко и во время визита президента Азербайджана в Литву.
Инвестором проекта по строительству нефтепровода, который соединит регион Каспийского и Черного морей с Балтикой, может стать литовская компания Klaipedos nafta. По словам министра хозяйства Витаса Навицкаса, Литва приглашена принять участие в проекте на уровне государства, поэтому в проект делегирована государственная компания Klaipedos nafta. Она претендует на 1% акций альтернативного проекта поставок нефти Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск. А в последствии эта часть может быть увеличена почти до 18%.
Стоит напомнить, что глава министерства иностранных дел Литвы Пятрас Вайтекунас в начале сентября побывал с официальным рабочим визитом в Казахстане. Он провел переговоры с руководством крупнейшей нефтегазовой компании Казахстана KazMunaiGaz. П. Вайтекунас заручился участием основной нефтегазовой компании Казахстана KazMunaiGaz в Вильнюсском энергетическом форуме, который пройдет в Литве 10-11 октября. Присоединится ли к этим инициативам Беларусь, — ольшой вопрос. Ведь это, в любом случае, проблема выбора между Европой и Россией. Не похоже, что Минск созрел для того, чтобы сделать этот выбор.
Давлеют тактические приоритеты Подтверждением тому, что официальный Минск не станет в ближайшее время открыто присоединяться к европейским энергетическим инициативам, служит следующий пример.
Общей головной болью белорусов и литовцев в последнее время стал новополоцкий нефтепровод “Дружба”, который больше года стоит без работы, лишив Беларусь транзита нефти и оставив без “трубной” нефти Мажекяйский НПЗ.
Еще недавно Беларусь имела репутацию надежной страны-транзитера с самой стабильной тарифной политикой (тарифы на транзит российской нефти в Беларуси не менялись с 1996 г. по 2007 г.). Несмотря на это страна уже с 2003 года стала стремительно терять объемы перекачки нефти через свою территорию.
Раньше по новополоцкому нефтепроводу “Дружба” через Вентспилс шел значительный поток российской нефти в Европу. Однако с 2003 года “Транснефть” прекратила транзит сырья через Латвию, и белорусская труба в направлении Вентспилса уже несколько лет пустует.
Но прекращение Россией поставок нефти через латвийской порт не было для новополоцкой “Дружбы” последним ударом. В результате аварии, случившейся 29 июля 2006 года на российском участке нефтепровода “Дружба”, Новополоцкое предприятие вынуждено было полностью остановить транзит нефти и в направлении Литвы (в 2005 году он составлял 14,7 млн. т).
Эксперты сомневаются, что Россия когда-нибудь возобновит транзит нефти по этому нефтепроводу. Белорусская сторона попыталась найти применение пустой трубе. Год назад в качестве одного из вариантов загрузки северной “Дружбы” белорусы рассматривали возможность реверса нефти с латвийского нефтяного терминала Ventspils Nafta в Новополоцк, а затем по белорусскому нефтепроводу – в направлении Литвы. Но тогда на фоне сложных нефтяных переговоров с Россией официальный Минск не форсировал реализацию данного проекта. Сейчас отношения с Россией выстраиваются иначе, из соображений прежде всего экономической целесообразности.
“Вопросы альтернативных источников поставки нефти должны быть решены, как кровь из носа. Без этого невозможно обеспечить не только ритмичную работу, но даже производственную безопасность наших нефтеперерабатывающих предприятий”, — подчеркнул А. Лукашенко 23 января в Новополоцке на энергетическом совещании с правительством.
Первый вице-премьер Владимир Семашко в ходе совещания рассказал, что венесуэльская нефть в Беларусь может перекачиваться через латвийский порт Вентспилс. Речь идет об использовании трубопровода Сургут – Унеча — Полоцк – Вентспилс в реверсивном (обратном) направлении для обеспечения нефтью новополоцкого НПЗ “Нафтан”, которая может поступать с прибалтийских портов.
Предварительные переговоры с представителями швейцарско-английской компании “Витола” по схемам реализации данного проекта проводились. В начале этого года заявлялось, что организация реверсивного движения по “Дружбе” обойдется в 15-30 млн. USD и займет около 2,5 лет. Но после этих заявлений реальных шагов по реализации данного проекта со стороны белорусской стороны не последовало. Если литовская сторона постоянно обостряет вопрос по возобновлению транзита нефти через новополоцкую “Дружбу”, то Минск продолжает молчать.
В условиях снижения транзита российской нефти по территории Беларуси и с учетом реализации российской стороной проекта БТС-2 концерну “Беднефтехим” уже пришлось свернуть некоторые масштабные инвестиционные проекты. В перечень таких проектов попали строительство лупингов первой очереди участка нефтепровода “Унеча -Мозырь”, реконструкция технологической радиосвязи на участке “Мозырь – гр.Польши”, модернизация магистральных нефтепроводов “Унеча – Полоцк”.
Белорусская сторона заняла выжидательную позицию и старается публично не выражать своего недовольства сложившимся положением. “Мы никак не можем повлиять на эту ситуацию. Но в любой в момент готовы возобновить транзит российской нефти в литовском направлении”, — так прокомментировал ситуацию заместитель председателя концерна “Белнефтехим” Владимир Волков.
Белорусские чиновники понимают уязвимость своего положения: ведь по этой трубе российская нефть поступает на “Нафтан”, и сегодня это — единственная схема, которая питает сырьем НПЗ.
Экспериментировать пока невыгодно Позицию белорусской стороны можно понять. Для Минска главный вопрос сейчас в цене возможных поставок нефти из других стран. Тем более, как ранее заявил А. Лукашенко, главным критерием поиска альтернативных источников нефти должен быть экономический эффект. “Сверхвысокие цены на нефть нам не нужны”, — констатировал он.
Именно эта установка, а также обязательства по выполнению союзного энергетического баланса и не позволит белорусской стороне реализовать даже экспериментальные поставки альтернативной нефти.
До конца этого года Беларусь планировала поставить на свои НПЗ первые пробные партии альтернативной нефти. Представители “Белнефтехима” сообщали, что это будут танкерные партии нефти в объеме около 100 тыс. т за одну поставку. Предполагалось, Беларусь закупит арабскую нефть, которая в процессе переработки будет смешиваться с российской. По оценкам концерна, самая дешевая и подходящая для Беларуси нефть — ливийская. Для экспериментальных партий планировалось нефть из Ливии доставить в Вентспилсский порт, а оттуда по железной дороге — в Беларусь.
Таким образом концерн “Белнефтехим” собирался опробовать логистику и возможности железнодорожного транспорта стран Прибалтики и Беларуси, чтобы обкатать схемы транспортировки стратегического сырья на случай возможного форс-мажора.
До конца года осталось всего лишь три месяца. Однако в концерне не сообщают, когда состоятся пробные поставки альтернативной нефти на отечественные НПЗ.
По имеющимся данным, белорусская сторона уже провела переговоры с ближневосточными нефтяными компаниями и те выразили готовность. “Но мы пока тормозим”, — отметил представитель концерна. По его словам, диверсифицировать закупки нефти Беларусь будет “в случае экономической целесообразности”. Здесь отмечают, что “Белнефтехим” ведет постоянный мониторинг за состоянием мировых рынков, знает маршруты и цены поставок нефти. “Но на сейчас поставки российской нефти обеспечивают полную загрузку наших заводов и в силу объективных причин эти поставки дешевле”, — пояснил ситуацию в конце августа на пресс-конференции в Минске зампредседателя концерна В. Волков.
Что же касается вариантов реверсивной загрузки нефтепровода “Дружба”, то они прорабатываются, дипломатично отмечают в концерне. По оценке специалистов “Белнефтехима”, реверсивную загрузку этого направления можно организовать, но если из Вентспилсского порта перекачивать на “Нафтан” до 1 млн. т альтернативной нефти, то это экономически невыгодно. Кроме того, говорят в концерне, сегодня белорусские НПЗ располагают возможностями по приемке нефти с железной дороги в объемах, значительно превышающих потребности отечественного рынка в нефтепродуктах для обеспечения экономической безопасности страны.
Дело в том, не скрывают в концерне, что при закупке альтернативной нефти Беларусь может столкнуться с определенной проблемой. Беларусь обязана выполнять согласованный с Москвой топливно-энергетический баланс Союзного государства, в котором оговариваются в том числе и поставки нефти в страну.
Балансом этого года, например, предусмотрены поставки в Беларусь 21,5 млн. российской нефти — этого объема достаточно, чтобы обеспечить полную загрузку двух белорусских НПЗ. Белорусская сторона опасается, что если она завезет нефть из-за рубежа, то таким образом “выдавит” российскую, и это в свою очередь даст основание Москве урезать поставки Минску в следующем году.
К тому же очевидно, что в ближайшей перспективе альтернативы российской нефти исходя из ее ценой и качественной характеристики для Беларуси нет. Белорусские НПЗ не приспособлены к переработке “тяжелой” венесуэльской нефти, а ориентированы на российскую нефть марки Urals.
Конечно же, ключевой вопрос: а как дальше будут строиться отношения ближайших союзников в сфере нефти?
Белорусская сторона не скрывает, что для нее главная задача переговоров — не допустить роста цен на нефть до мирового уровня.
В конце января 2007 года Минску удалось договориться с российскими компаниями по новой формуле цены поставок нефти в Беларусь. Новые условия покупки российской нефти гарантируют ее покупку для Беларуси как минимум на 130 долларов дешевле, чем она обходится тем же полякам, немцам и потребителям российской нефти в других странах. И это с учетом спецпошлины на нефть, которую Россия установила для Беларуси. В этом году ставка пошлины на нефть для Беларуси рассчитывается с применением коэффициента в размере 0,293 от ставки таможенной пошлины на сырую нефть, вывозимую в дальнее зарубежье, которая устанавливается на два месяца на основании мониторинга цен на нефть на мировом рынке. В 2008 году эта ставка будет устанавливаться с применением коэффициента 0,335, в 2009 году — с коэффициентом 0,356.
В следующем году с учетом подписанного на 3 года соглашения с Россией разница в цене нефти для Беларуси в сравнении с мировой, возможно, составит чуть меньше 130 долларов/т в 2009 году — еще меньше.
Тем не менее, в этой ситуации белорусский бюджет по-прежнему хорошо зарабатывает на российской нефти. Оба НПЗ работают в последние месяцы с предельной загрузкой: Мозырский НПЗ перерабатывает 31,5 тыс. т нефти в сутки, “Нафтан” — 29, 5 тыс. т.
Очевидно, что комфортные условия белорусская сторона хотела бы сохранить максимально долго. Поэтому Беларусь рассчитывает договориться с российской стороной об объеме поставок нефти в 2008 году на уровне 21,5-22 млн. т — примерно на 500 тыс. т больше, чем в этом году. Эта цифра уже прописана в согласованном с РФ едином топливно-энергетическим балансе Союзного государства до 2020 года.
Переговорный процесс по вопросу согласования условий импорта российской нефти с Москвой уже начался. И, очевидно, что для таких переговоров Минск хотел бы сохранить максимально комфортный фон.
Автор: Татьяна МАНЕНОК, «Wider Europe»
В Ивенце запускают производство аналога конфет Mamba
В Ивенце проходит масштабный прием новой линии для производства инновационной импортозамещающей продукции – мягкой карамели
Читать