В Х столетии воложинские земли входили в состав Полоцкого княжества,
в Х11 столетии – Великого княжества Литовского, в ХУ111 ст. – Российской
империи.
Первое упоминание о нем относится к 1400 году. В это время Воложин
принадлежал легендарным князьям Воложинским. Их было пять братьев
и о них упоминает «Хроника Быховца». Согласившись осуществить сговор
православных князей против польского короля Казимира 1У, они все
погибли в 1481 году.
Название «Воложин» встречается в письме Великого князя Литовского
Свидригайло, посланном Великому Магистру Лионского ордена.
На протяжении трех столетий город был центром удельного княжества,
поместьем, вокруг которого жила прислуга и охрана князя, ремесленники
и торговцы. Он был объектом частной собственности: его можно было
купить, продать, подарить, передать в наследство. В Х1Х столетии
город получил право на самоуправление.
Далее >>>
|
|
В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
|
|
В годы Великой Огечественной войны район стал партизанским краем.
В лесах Воложинщины действовали партизанские бригады: имени Фрунзе,
имени Чкалова, имени Щорса, «За Советскую Беларусь» и другие. Здесь
размещалось руководство партизанского движения Барановичской области,
Воложинский и Ивенецкий подпольные райкомы партии и комсомола.
26 июня 1941 года немцы оккупировали всю территорию района и установили
жесткий режим, так называемый «новый порядок». За свою почти шестисотлетнюю
историю Воложинщина видела много завоевателей и угнетателей, но
зверствам, жестокости и садизму в отношении к мирному населению
гитлеровцы превзошли всех вместе взятых. Под страхом смерти они
ввели непомерные натуральные и денежные налоги, тяжелые принудительные
работы, за уклонение угрожали строгим наказанием, установили режим
небывалого массового террора. В Воложине, Ракове, Забрезьи, Вишневе,
Ивенце были созданы местные концентрационные лагеря смерти (еврейские
гетто), где зверски были уничтожены шесть тысяч советских граждан.
Только в самом Воложине в четырех местах гитлеровцы организовали
массовые уничтожения людей разных национальностей (евреев, белорусов,
поляков, русских). На Поповке, около подножия горы Высокой, было
расстреляно около тысячи советских патриотов, на городском стадионе
– больше ста человек, на «зеленом плацу» и еврейском кладбище –
более трехсот мирных жителей и семей военнослужащих 168-го стрелкового
полка.
Далее >>>
О существовавших в Воложине церквях некоторые сведения содержатся
в дошедших до нас документах XIX века. Так, в церковном визите за
1819 год описывается деревянная церковь во имя святой великомученицы
Параскевы, которая находилась во владениях графа Михаила Тышкевича.
К сей церкви были приписаны три каплицы, находившиеся в расстоянии
от одного до двух километров от нее. В одной из каплиц службы совершались
в праздник Преображения Господня, во второй — в праздники пророка
Божия Илии и Покрова Пресвятой Богородицы. В визите также сообщалось,
что с 1776 года при церкви существовало братство
В научной литературе встречается также утверждение о более раннем
времени основания как самой церкви, так и братства при нём. Так,
в издании "Зборы помнжау ricTOpbii i культуры БеларусГ сообщается
о том, что церковное братство существовало уже в 1685 году.
Известный исследователь белорусских археологических древностей
Ф.Покровский, ссылаясь на записанное им в Воложине предание, свидетельствует,
что церковь здесь была построена в 1610 году В этом же предании
говорится о том, что во время шведской войны, шведы ставили в церкви
св.Параскевы своих лошадей, за что непостижимым образом эти воины
были объяты слепотой. По другому преданию, которое было известно
Покровскому, церковь св. Параскевы существовала еще в XV столетии.
Далее >>>
|